Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Анекдоты про белое солнце пустыни


Цитаты и фразы из фильма «Белое солнце пустыни»

В сборник вошли крылатые фразы и цитаты из фильма «Белое солнце пустыни». Известный советский художественный фильм, вышел на экраны в 1970 году, снят на студий «Мосфильм» и «Ленфильм», режиссёр Владимир Мотыль. В картине рассказывается история о приключениях Фёдора Ивановича Сухова, красноармейца, в годы гражданской войны.

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство. Абдулла

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится? Гюльчатай

Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел… Верещагин

Ты что, не слыхал про Верещагина?! Дожил… Было время — в этих краях каждая собака меня знала, вот так держал! Сейчас забыли… Верещагин

Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю. Петруха

Верещагин! Уходи с баркаса! Сухов

Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул. Письма

Эт точно! Сухов

Абдулла, руки-то опусти. Сухов

Эй, хозяин! Прикурить есть? Сухов

Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной? Сухов

Восток — дело тонкое. Сухов

Так как с Джавдетом, может помочь? Сухов

Вроде крадётся кто!… Петруха

Сухов, говоришь?… Сейчас мы поглядим, какой это Сухов. Верещагин

Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг. Сухов

Смотри, больше не закапывайся! Сухов

Гюльчатай! Открой личико! Петруха

Сейчас, Фёдор Иванович, подойдём поближе. Верещагин

Да гранаты у него не той системы. Семён

Прощения просим! Сухов

Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его… Саид

Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик! Семён

До свидания, барышни! Извините, коль что не так. Сухов

Помойтесь, ребята. Верещагин

Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Письма

Павлины, говоришь… Хех! Сухов

Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие. Письма

Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком. Письма

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет! Абдулла

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала… Верещагин

Здорово, отцы! Сухов

Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело… Письма

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. Письма

Не пойду — там нет Джавдета… Саид

Напра… За мной, барышни. Сухов

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо! Абдулла

Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. Сухов

Маxмуд, зажигай! Абдулла

Лучше, конечно, помучиться. Сухов

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный». Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?! Абдулла

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время. Абдулла

Не говори никому. Не надо… Саид

И через сорок две ка-ак!… Петруха

Заходи. Верещагин

Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?! Сухов

И называйте меня просто — товарищ Сухов! цитата Сухова

Здесь должен быть подземный ход. Абдулла

Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться. Сухов

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было. Саид

Если что, я не промахнусь. Сухов

Подзадержался я здесь! Сухов

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик. Абдулла

Потому как долг революционный к тому нас обязывает. Письма

Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга. Саид

Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз. Письма

Давно обосновался? Везёт мне на эти дела! Двоих таких откопал — ничего… Третий попался! Выкопал — а он меня за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился. Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров! Сухов

Пулемет дашь? Сухов

Да вот забрался один приятель и не выходит. Абдулла

Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины. Верещагин

Господин назначил меня любимой женой! Гюльчатай

Совсем озверел Чёрный Абдулла! Ни своих, ни чужих не жалеет. Рахимов

Всё поёшь? Семён

Сухов, помоги!.. Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты! Рахимов

Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам. Верещагин

Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек! Рахимов

Вопросы есть? Вопросов нет! Сухов

Ты в чей дом забрался? Отвечай! Верещагин

В старой крепости его надо было через трубу брать. Сухов

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил. Гюльчатай

Аристарх, договорись с таможней. Абдулла

Хочешь, мы заплатим золотом? Абдулла

Абдулла, таможня даёт добро! Аристарх

Эт вряд ли. Сухов

А что это, люди твои, никак запалить что хотят? Верещагин

Я мзду не беру. Мне за державу обидно. Верещагин

…Но кто на этой земле знает, что есть добро и зло? Абдулла

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело! Гюльчатай

Белое солнце пустыни - цитаты и фразы из фильма

Белое солнце пустыни - цитаты и фразы из фильма | ANTRIO.RU
  • А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится? Гюльчатай
  • Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело! Гюльчатай
  • Господин назначил меня любимой женой! Гюльчатай
  • Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил. Гюльчатай
  • Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел… Верещагин
  • Ты что, не слыхал про Верещагина?! Дожил… Было время — в этих краях каждая собака меня знала, вот так держал! Сейчас забыли… Верещагин
  • Сухов, говоришь?… Сейчас мы поглядим, какой это Сухов. Верещагин
  • Совсем озверел Чёрный Абдулла! Ни своих, ни чужих не жалеет. Рахимов
  • Всё поёшь? Семён Сухов, помоги!.. Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты! Рахимов
  • Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек! Рахимов
  • Сейчас, Фёдор Иванович, подойдём поближе. Верещагин
  • Помойтесь, ребята. Верещагин
  • Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала… Верещагин
  • Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины. Верещагин
  • А что это, люди твои, никак запалить что хотят? Верещагин
  • Я мзду не беру. Мне за державу обидно. Верещагин
  • Ты в чей дом забрался? Отвечай! Верещагин
  • Павлины, говоришь… Хех! Сухов
  • Эт точно! Сухов
  • Абдулла, руки-то опусти. Сухов
  • Эй, хозяин! Прикурить есть? Сухов
  • Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной? Сухов
  • Восток — дело тонкое. Сухов
  • Так как с Джавдетом, может помочь? Сухов
  • Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг. Сухов
  • Смотри, больше не закапывайся! Сухов
  • Да гранаты у него не той системы. Семён Прощения просим! Сухов
  • До свидания, барышни! Извините, коль что не так. Сухов
  • Здорово, отцы! Сухов
  • Напра… За мной, барышни. Сухов
  • Лучше, конечно, помучиться. Сухов
  • Эт вряд ли. Сухов
  • Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. Сухов
  • Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?! Сухов
  • И называйте меня просто — товарищ Сухов! Сухов
  • Вопросы есть? Вопросов нет! Сухов
  • В старой крепости его надо было через трубу брать. Сухов
  • Если что, я не промахнусь. Сухов
  • Подзадержался я здесь! Сухов
  • Давно обосновался? Везёт мне на эти дела! Двоих таких откопал — ничего… Третий попался! Выкопал — а он меня за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился. Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров! Сухов
  • Пулемет дашь? Сухов
  • Вроде крадётся кто!… Петруха
  • Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю. Петруха
  • Гюльчатай! Открой личико! Петруха
  • И через сорок две ка-ак!… Петруха
  • Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик! Семён
  • Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Письма
  • Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул. Письма
  • Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело… Письма
  • И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. Письма
  • Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие. Письма
  • Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком. Письма
  • Потому как долг революционный к тому нас обязывает. Письма
  • Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз. Письма
  • Не говори никому. Не надо… Саид
  • Не пойду — там нет Джавдета… Саид
  • Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его… Саид
  • Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было. Саид
  • Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга. Саид
  • Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо! Абдулла
  • Маxмуд, зажигай! Абдулла
  • Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный». Абдулла
  • Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет! Абдулла
  • Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство. Абдулла
  • Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?! Абдулла
  • Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время. Абдулла
  • Дорога легче, когда встретится добрый попутчик. Абдулла
  • Да вот забрался один приятель и не выходит. Абдулла
  • Аристарх, договорись с таможней. Абдулла
  • Хочешь, мы заплатим золотом? Абдулла
  • …Но кто на этой земле знает, что есть добро и зло? Абдулла
  • Абдулла, таможня даёт добро! Аристарх
Для получения статистической информации и нормального функционирования наш сайт собирает метаданные посетителей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, то вы должны покинуть сайт. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Принимаю Читать дальше

Политика конфиденциальности & Cookies

цитаты из фильма от Абдуллы, Гульчатай и др

Автор Мария Сухоруких На чтение 4 мин. Опубликовано

Одним из самых популярных советских фильмов является «Белое солнце пустыни». Премьера состоялась в 1970 году. Крылатые фразы и цитаты героев с тех пор полюбись всем, хотя на то время кинофильм подвергали цензуре, во что сегодня сложно поверить. Режиссёром фильма был Владимир Мотыль, которому в своё время пришлось пережить немало трудностей: организация съёмок была проведена на низком уровне, а чтобы завершить фильм, понадобилось около двух лет! В конце съёмок фильм был на грани закрытия из-за перерасхода средств и плохо отснятого материала.

Первым, кто увидел кадры их фильма «Белое солнце пустыни», был Леонид Брежнев. Поскольку он являлся поклонником вестернов и боевиков, кино ему очень понравилось и лента была допущена к всеобщему просмотру.

Эта подборка цитат из к/ф «Белое солнце пустыни» напомнит о лучших моментах советской киноленты.

Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо!

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет.

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».

…но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?

Маxмуд, зажигай!

Аристарх, договорись с таможней.

Да вот, забрался один приятель и не выходит.

Хочешь, мы заплатим золотом?

Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Гюльчатай

Господин назначил меня любимой женой!

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится?

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.

Петруха

Гюльчатай! Открой личико!

Вроде крадётся кто!..

Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю.

Ты не думай, я не какой-нибудь! Если что, я и по-серьезному.

Сухов

Подзадержался я здесь!

Восток — дело тонкое.

Павлины, говоришь… Хех!

Если что, я не промахнусь.

Эй, хозяин! Прикурить есть?

До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

Здорово, отцы!

Вот, как раз видео по этой теме:

Другие цитаты героев

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было.

Не говори никому. Не надо…

Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины.

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…

Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек!

Народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.

Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

Смотри, больше не закапывайся!

Я ведь и посвататься могу.

Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.

Когда я была любимой женой Абдулы, мы каждый день его видели.

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.

Женщина — она тоже человек!

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно.

Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!

— Петруха!
— Я не п-пью…
— Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу… Пей!

—Тебя как, сразу кончить, или желаешь помучиться?
— Лучше, конечно, помучиться.

Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

Вопросы есть? Вопросов нет.

Абдулла, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.

Абдулла! Таможня дает добро!

Не везёт мне в смерти, повезёт в любви…

Всё поёшь?!

– Ты как здесь оказался?
– Стреляли.

Палящее солнце, бескрайняя пустыня и лучшая игра советских актёров представлены в великой картине «Белое солнце пустыни». Фильм является классикой советского кинематографа и наполнен множеством поучительных ситуаций и мудрых выражений.

Календарь Белое солнце пустыни 2016 г — Страна анекдотов


[1] [2]


Анекдоты вдогонку»»


Кстати...

  • 23.10.2016 Те самые несчастные женщины, которых Путин не щадит в Алеппо
  • 06.09.2016 Великий Путин даёт указания
  • 19.10.2015 Тьфу на вас!
  • 27.05.2015 Вот это поворот!
     
  • 17.05.2015 Барак, знаешь, на сколько мы заключили газовый контракт с Китаем?
      - Барак, знаешь, на сколько мы заключили газовый контракт с Китаем? - На сколько? - На 40 лет. - И? - Четыре и […]
  • 01.04.2014 Отличная мысль!!!
     
  • 16.03.2020 Год намечается интересный…
  • 10.12.2018 Р-рeвность
  • 14.07.2018 Перед встречей с Темнейшим
  • 14.04.2018 Сегодня в 4 часа утра силами трёх ядерных держав был нанесён ракетный удар по пустыне.
    Сегодня в 4 часа утра силами трёх ядерных держав был нанесён ракетный удар по пустыне. В результате чего было ранено три сирийца, разрушен сарай и нанесён большой урон тарантулам и […]
  • 14.04.2018 В 4 часа утра, без объявления войны, бомбить спящий город: Жизнь показывает, что и в XXI веке ничего в нравах господ с Запада не изменилось
  • 19.03.2018 BREAKING NEWS… Just found under a park bench in Salisbury, England… quite extraordinary. Однако здравствуйте )))
  • 03.03.2018 Если бы Путин зачитал Послание до олимпиады, думаю руководство МОК само несло бы флаг России.
  • 27.02.2018 Звонила сестра жены у ее друга сестра на работе имеет соседа космонавта, к жене пришли откуда надо и говорят…
    Звонила сестра жены у ее друга сестра на работе имеет соседа космонавта, к жене пришли откуда надо и говорят голосуйте понятно за кого, а то муж ваш из космоса не вернётся. Такие вот […]
  • 26.02.2018 Сбербанк обновил программное обеспечение банкоматов.
    Сбербанк обновил программное обеспечение банкоматов. Теперь вместо "Введите пинкод" предлагают "Введите за кого будете голосовать".  Как вы думаете при каком ответе вам выдадут […]

Анекдоты вдогонку


***
- Что такое уцененный анекдот?
- Это анекдот, за который раньше давали 10 лет, а теперь только семь.

***
В магазине одежды. Покупатель:
- У вас есть мужские трусы?
Продавщица:
- Нет, только женские. Но возьмите их. Какая разница?
- Сейчас я эту разницу достану и вам по губам нашлепаю.

***
Врач:
- Откуда вы взяли, что ваша жена мертва?
- Я решил так потому, что она даже не пошевелилась, когда я ее пнул.

***
Банкир спрашивает у своего служащего:
- Какой сегодня день?
- У нас сегодня вторник, сэр, - отвечает тот.
- То есть как это "у нас", - сердито восклицает банкир. - С каких это пор
вы стали моим компаньоном?

***
Пошли в кино еврей и чукча. На экране разворачивается сцена, где
женщина собирается выброситься с 50-го этажа. Чукча и говорит еврею:
- Спорим, что она не прыгнет?
- Прыгнет! - отвечает еврей. Поспорили. Женщина прыгнула и разбилась.
Еврей, естественно, выиграл спор, но от выигрыша отказался и объяснил чукче:
- Понимаешь, я заранее знал, что она прыгнет - видел уже этот фильм.
- Я тоже уже видел эта фильма, - отвечает чукча, - но думал, однако, что у
нее хватит ума во второй раз не прыгать.

***
- Скажи хлеб.
- Хлэб.
- Мягче!
- Хлэп!
- Еще мягче!
- Буличка, буличка!

***
Заболел Гена. Лежит в постели. Зовет Чебурашку.
- Чебурашка, принеси воды.
- Хорошо. (Приносит).
И так несколько раз. Через некоторое время:
- Чебурашка, принеси воды.
- В унитазе вода кончилась, а до умывальника мне не достать.

***
- Любишь меня?
- Как сумасшедший.
- И умер бы ради меня?
- Конечно, нет! Моя любовь бессмертна.

***

Сообщение:
(_*_) – это попа. Если не разошлешь это СМС 5-ти своим друзьям, то окажешься в ней на сессии.

***

Страховые взносы за автомобиль платишь годами, втайне надеясь, что в один прекрасный день случится авария, которая вернет тебе все до копейки.

***

Сообщение:
Ты хочешь?.. Я тоже…..Да, давай…..еще… да…..ммм… Спасибо, у нас с тобой получился классный GSM-секс.

***

Реклама в связи с осенним призывом:
Студент! Надоело грызть гранит наук? Хочешь почувствовать себя настоящим мужчиной?! Только в рядах Вооруженных Сил ты получишь уникальную возможность: полюбить жизнь, бесплатно побывать во многих уголках планеты, познакомиться с интересными людьми и убить их…

***

– Вы слышали об аварии, на шоссе в Чикаго?
– Нет.
– Произошло лобовое столкновение между двумя легковыми автомобилями…
– ???
– 53 мексиканца погибло!

***

Сообщение:
Дорогой друг! Мне нужна твоя помощь! Меня все ищут и мне надо где-нибудь спрятаться на пару дней. Пожалуйста, помоги мне мой друг! Надеюсь на твою помощь! Усама Бенладен.

***

- Наверное, когда - нибудь одну из улиц Москвы на - зовут
именем Хренникова. Сталин: - Зачем? Уже есть такая улица -
НеГлинка.

***

Война. Лыжный батальон в наступлении. Вечером при - вал. К
командиру обращается солдат:
- Товарищ майор, тут в двадцати километрах моя родная деревня.
Три года не видел жену и детей.
- А ты успеешь?
-Я же на лыжах. Час туда, час обратно и час дома побуду.
Отпустил командир солдата. Через три часа он вернулся довольный,
счастливый. Окружили его все, спрашивают.
- Ну как там дома?
- Дома все хорошо. А вот кто отгадает, какие я первые два дела
сделал дома, того угощаю самогоном и салом.
Первое дело угадали сразу: понятно - жену столько не видел...
А вот по поводу второго дела долго бились и никто отгадать не смог.
Тогда солдат усмехнулся и сказал:
- Что же вы, догадаться-то не смогли? Вторым делом
я лыжи снял.

***

В магазин заходит мальчик и спрашивает продавщицу: - Тетенька, у
вас есть булочки с маком? - А батон с анашой не хочешь?

***

Мужчина приносит на анализ пятилитровую банку мочи. Врач
говорит:
__А вы не могли с собой еще два чемодана кала при -
нести ? __ ой! Как сердцем чувствовал. Пожалуйста!

***

- Лицо на фотографии должно быть квадратным.

***

От Поля ушла жена, оставив его без единого франка!
- У меня еще хуже! Моя тоже оставила меня без единого франка, но
не ушла...

***

В России очень даже толерантное отношение к сексуальным меньшинствам.

Их, конечно, на словах ругают, но все равно покупают их диски, смотрят их шоу, дают им взятки, позволяют им себя грабить, и регулярно переизбирают в органы власти!

***

- Девушка шепчет, отдаваясь на заднем сидении шестисотого мерса:

- Мне плевать на эту роскошь! Мне плевать на эти деньги! Мне плевать на эту машину! Мне плевать, что ты богатый, а я из Урюпинска!

Мужик пыхтя:

- И мне плевать! Я - водитель!

***

На экзамене по математике.

Экзаменатор (Э): - Вы, голубчик, ничего не знаете. .

Студент (С): - Да и вы, профессор, тоже по-моему не все.

Э: - Ну, например?

С: - Например, что такое 2, 87?

Э: - Это просто. Это водка. Раньше такая была.

С: - Ну, а 3, 60?

Э: - Это тоже водка. Качеством получше. .

С: - А 3, 14?

Э (в раздумье): - Что-то не припоминаю…

С: - Вот видите, профессор математики, а числа «пи» не знаете!

***

Сидит дома композитор. Работы нет. Денег нет. Кризис...

И тут - звонок. Звонит приятель — режиссёр:

— Слушай, мне тут к фильму темка нужна на финальные титры. Сбацаешь что-нибудь простенькое? Премьера через 2 недели уже, погибаю, спасай!!!

— Данивапрос! Расскажи только о чём фильм, чтобы я с музыкальной темой не промахнулся?

— Да в нем вообще музыки нет! Тема только для титров нужна. Ну представь себе: с сухого дерева лист медленно зигзагом падает на мокрый асфальт, и как только долетает до земли — начинается твоя тема и титры.

— Ок. Через неделю сделаю! И композитор с "голодухи" скреативил неимоверно красивую, дивную музыку — хоть сейчас на "Оскара". Ну и отправил режиссёру. Тот ответил, мол все ок, и пригласил на премьеру...

Приходит композитор — зал пустой. Только на галёрке парочка пожилая сидит - обоим далеко за 50. Ну, думает композитор, ясное дело — драма нынче не в цене, никого кроме старичков не интересуют. Сел он, свет погас и началось...

На фоне природы мужик самозабвенно трахает тёлку с огромными, как баскетбольные шары, сиськами. Дальше — больше, еще парочка подошла, поменялись... Потом ещё негры, калеки, карлики - уже вся эта кодла в экран не помещается! Потом вообще собака прибежала!!! Сначала собака всех отодрала, потом все собаку трахнули... И тут камера берёт крупный план, наезжает на сухое дерево, на лист, лист срывается и медленно падает зигзагом на землю, звучит неземная, дивная тема и идут титры.

Зажигается свет... Композитор сидит в шоке, красный как помидор от стыда. Думает "Ну, сука, режиссёр, ну удружил! Что обо мне люди подумают! " Встает со своего места, с этими мыслями идет к выходу и тут замечает, что пожилая парочка, в предынфарктном состоянии сидит и на него смотрит... И он ничего лучшего не находит как сказать: "Музыка моя! "...

А они, продолжая смотреть стеклянными глазами на пустой экран, отвечают: "... А собачка наша... "

***

Сельский магазинчик с прилавком, продавцом и очередью.

Продавец, улыбаясь, обращается к зашедшей за покупками дачнице:

- Ну, что девушке хочется?

Та, задумчиво:

- Девушке хочется водочки...

И грустно добавляет:

- Но надо-то ей хлеба...

***

Одна красивая и привлекательная девушка шла по улице, и нечаянно споткнулась и упала.

Стоящие рядом парни очень громко засмеялись.

Она встала и сказала:

- Хорошо что Мужчин Нет, а то мне было бы СТЫДНО...

***
Эриксон пришел домой поздно изрядно навеселе, но око-
ло дома обнаружил, что потерял ключ от парадной двери. Он бро-
сил камешек в окно спальни и, когда разбуженная жена выглянула,
крикнул, чтобы она бросила ему ключ. Что она и сделала. Однако
прошло полчаса, а Эриксона все не было. Тогда жена снова вы-
глянула в окно и спросила:
-- Может, ты хочешь, чтобы вместе с ключами я тебе бро-
сила еще и замочную скважину?

***
Служанка вбегает в комнату госпожи и в ужасе кричит:
-- Идите сюда! Там синьору плохо. Он упал, держа в руках
какой-то счет, и громко стонет.
-- Прекрасно! Значит, мое праздничное платье уже принесли...

***
Ковбои разговаривают в салуне:
-- А ты играешь на музыкальных инструментах?
-- Конечно. И на пианино, и на аккордеоне, и на органе.
-- А на скрипке? -- недоверчиво спрашивают его.
-- Пробовал, ничего не выходит. Очень маленькая, с нее все
время карты падают.

***
Не в силах выносить придирок своей хозяйки и ее высоко-
мерия, служанка однажды высказала все, что у нее наболело на душе:
-- Я не понимаю, почему вы так относитесь ко мне? Я ведь
знаю, что вы в молодости тоже работали на такой же работе, как
я теперь.
-- Да, но в приличных домах! -- гордо ответила синьора.

***
-- Как вам нравится мой новый муж?
-- Вам все идет!

***
-- Да, вилла действительно хорошая,-- говорит покупа-
тель.-- А здесь достаточно тихо?
-- Да! В этом году здесь ограбили пять домов, убили трех
прохожих, и никто ничего не слышал!

***
- Какая страна самая богатая?
- СССР. Пятьдесят лет ее разворовывают и никак разворовать
не могут.

***
- Садитесь, пожалуйста!
- Спасибо, я уже сидел!

***
На олимпийских играх 1964 года Хрущев завоевал золотую
медаль за прыжок с недосягаемой высоты.

***
Тост. В камеру втолкнули новенького.
- За что сел? - спрашивают его.
- За анекдот.
- Расскажи!
Он рассказывает. На него заводят новое дело, дают дополнительный
срок и вталкивают в камеру.
- За что сел? - спрашивают его.
- За анекдот.
- Расскажи!
Он рассказывает... и т.д.
Так выпьем же, товарищи, за бдительность советских заключенных!

***
Брежнев, прикрыв лицо панамой, лежит на мужском пляже
санатория Политбюро. Пошла собака и лизнула ему гениталии. Не
меняя позы, Брежнев лениво реагирует:
- Ну, это уж слишком, товарищи!

***
Выступает участник гражданской войны, последним видевший
Чапаева:
- Плывет по Уралу Чапаев - раненый, ослабший... А тут его
превосходительство и скомандовали мне: "пли!.." Больше я Чапая не
видел...

Белое солнце пустыни | Цитаты

А теперь - цитаты

―Восток - дело тонкое.

―Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. А что у тебя с этим, с Джавдетом?

―Ты как здесь оказался?
―Стреляли.

―Слушай, хоть женщин возьми.

―Эт точно.

―Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек.

Список, товарищ Сухов.
―Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай. Гюльчатай!

―Отметить надобно - народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком...

―Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

―Вопросы есть? Вопросов нет. За мной!

―Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?
―Лучше, конечно, помучиться.

―Здорово, отцы! Прощенья просим! Где взяли?
―Давно здесь сидим.

―Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы к чертям свое проклятое прошлое. Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.

Гюльчатай, открой личико, а?

―Господин назначил меня любимой женой!

―Зачем ты убил моих людей, Саид? Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом ручье. Его там нет. Возвращайся в Педжент. Твой отец был другом моего отца.

―Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

―Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов.
Прости меня, грешного. Держи!
―...Заходи.

―Я не пью.
―Правильно. Я вот тоже сейчас это допью... и брошу. Пей!

―Вот что, ребята, пулемет я вам не дам.

―Павлины, говоришь?

―А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай твоя любимая жена? Разве она обидится?

―Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.

―Мы верны тебе, господин!
―Джамиля, разве ты не была любимой женой? Обидел я тебя хоть раз? Почему ты не умерла?

―Абдулла, руки-то опусти.

―Не говори никому, не надо.

―Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.

―Я рассчитывал на тебя.
―Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?
―Я рассчитывал на тебя, Саид.

―И встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!
―Че это ты?
―Да гранаты у него не той системы.

―Абдулла, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.

―Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость?

Договориться с таможней...

Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И все, поди, без пошлины?
―Так нет же никого в таможне. Кому платить - неизвестно. Хочешь, мы заплатим золотом?

―Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.
―Аристарх! Договорись с таможней.

―Верещагин! Уходи с баркаса!

―Абдулла! Таможня дает добро!

―Махмуд! Зажигай!

―Ты как с Джавдетом? Может, помочь?
―Нет, Джавдет мой. Встретишь, не трогай его.

―Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Белое солнце пустыни — Викицитатник

«Бе́лое со́лнце пусты́ни» — советский кинофильм, истерн 1970 года режиссёра Владимира Мотыля.

Сухов[править]

  • Давно обосновался? Везёт мне на эти дела!Я ведь ещё в госпитале зарок себе дал-получу увольнительную и домой прямиком,никаких там историй! Двоих таких откопал — ничего… Третий попался! Выкопал — а он меня же за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился. Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!
  • Подзадержался я здесь!
  • Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
  • В старой крепости его надо было через трубу брать.
  • Восток — дело тонкое.
  • Эт вряд ли.
  • Эт точно!
  • Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?!
  • Напра… За мной, барышни.
  • Вопросы есть? Вопросов нет!
  • Смотри, больше не закапывайся!
  • И называйте меня просто — товарищ Сухов!
  • Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.
  • Тебе который год? <...> Ты это оставь, дочка.
  • Эй, хозяин! Прикурить есть?
  • Пулемет дашь?
  • Павлины, говоришь… Хех!
  • Если что, я не промахнусь.
  • Абдулла, руки-то опусти.
  • Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.
  • Эй, Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной?
  • Верещагин! Уходи с баркаса!
  • Лучше, конечно, помучиться.
  • До свидания, барышни! Извините, коль что не так.
  • Так как с Джавдетом, может помочь?
  • Здорово, отцы!
  • Прощения просим!
Письма[править]
  • Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул.
  • Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.
  • Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.
  • Потому как долг революционный к тому нас обязывает.
  • Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие.
  • Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело…
  • Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.
  • И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно.

Верещагин[править]

  •  — Ты в чей дом забрался? Отвечай!
  •  — Ты что, не слыхал про Верещагина?! Дожил… Было время — в этих краях каждая собака меня знала, вот так держал! Сейчас забыли…
  •  — Сухов, говоришь?.. Сейчас мы поглядим, какой это Сухов.
    (поглядев, какой это Сухов, удовлетворенно) — Заходи.
  •  — Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне середина - что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел…
  •  — Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам.
  •  — Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…
  •  — А что это, люди твои, никак запалить что хотят?
  •  — Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины.
  •  — Я мзду не беру. Мне за державу обидно.
  •  — Помойтесь, ребята.
  •  — Сейчас подойдём поближе, Фёдор Иванович.

Рахимов[править]

  •  — Совсем озверел Чёрный Абдулла! Ни своих, ни чужих не жалеет.
  •  — Сухов, помоги!.. Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты!
  •  — Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек!

Саид[править]

  •  — Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было.
  •  — Не говори никому. Не надо…
  •  — Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его…
  •  — Стреляли…
  •  — Не пойду — там нет Джавдета…
  •  — Джавдет — трус, Абдулла — воин. Они не любят друг друга.

Абдулла[править]

  •  — Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет!
  •  — Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.
  •  — Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».
  •  — …но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?
  •  — Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время.
  •  — Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.
  •  — Здесь должен быть подземный ход.
  •  — Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо!
  •  — Да вот забрался один приятель и не выходит.
  •  — Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!
  •  — Хочешь, мы заплатим золотом?
  •  — Аристарх, договорись с таможней.
  •  — Маxмуд, зажигай!
Строго говоря, популярная цитата искажена по сравнению с реальной сценой в фильме:
Абдулла: Махмуд!
Махмуд (в сторону, еще одному басмачу): Зажигай!
  •  — Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Петруха[править]

  •  — Гюльчатай! Открой личико!
  •  — Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю.
  •  — А вдруг крокодил какой? Всю жизнь мучиться!
  • — И через сорок две ка-ак!..
  •  — Вроде крадётся кто!..

Гюльчатай[править]

  •  — Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.
  •  — Господин назначил меня любимой женой!
  •  — А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится?
  •  — Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

Семён[править]

  •  — Всё поёшь?
  •  — Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик!
  •  — Да гранаты у него не той системы.
  • — Тебя как, сразу прикончить? Или желаешь помучиться?

Аристарх[править]

  •  — Абдулла, таможня даёт добро!

Диалоги[править]

Сухов: Да какие ещё экспонаты? Я ж сказал барышням: брать ковры похуже
Лебедев: Это же одиннадцатый век!

Семён: Погоди, вот придёт Абдулла, он тебе вырвет язык! Ну чего молчишь?
Сухов:Язык берегу.
Семён: Тебя как, сразу прикончить, или желаешь помучиться?
Сухов: Лучше, конечно, помучиться.

Сухов:Ты как здесь оказался?
Саид: Стреляли…

Сухов: Здорово, отцы.
— …
Сухов: Где взяли?
— Давно здесь сидим…

Верещагин:Петруха!
Петруха: Я не п-пью…
Верещагин: Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу… Пей!

Сухов: И бросало меня по свету белому от Амура…
Петруха: От Амура?
Сухов: …до Туркестана.

Абдулла: Старый стал, ленивый. А помнишь, какой я был?
Верещагин: Были времена…

Сухов: Пулемет дашь?
Верещагин: Абдулу ждешь?
Сухов: Жду.

Верещагин: Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел…
Сухов: Так в чём же дело, пошли?
Петруха: Пошли?
Верещагин: Пойдём…

Верещагин: Вот что, ребята. Пулемет я вам не дам.
Сухов: Понимаем.

Сухов: Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!
Абдулла: Я дарю тебе их! Когда я подожгу нефть, тебе будет хорошо, совсем хорошо!

Саид: Обманут тебя, они сядут на баркас, ты отпустишь Абдуллу, они вернутся.
Сухов: Это вряд ли..

Верещагин: Ты в чей дом забрался? Отвечай!
Петруха: Не знаю…
Верещагин: Ты что, не слыхал про Верещагина? Дожил.. Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал. Сейчас забыли.

Лебедев: Нет, только не в музей! Здесь величайшие ценности!
Сухов: Ты откуда взялся?
Лебедев: Я — хранитель музея. Моя фамилия Лебедев.
Сухов: Вот что, товарищ хранитель. Эти 9 освобождённых женщин Востока — тоже величайшая ценность, и давайте не спорить. Вопросы есть? Вопросов нет!

Плакаты[править]

  • «1е ОБЩЕЖИТИЕ СВОБОДНЫХ ЖЕНЩИН ВОСТОКА. ПОСТОРОННИМ НЕ ВХОДИТЬ.»
  • «ДОЛОЙ ПРЕДРАССУДКИ ЖЕНЩИНА — ОНА ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!»

Чтобы Владимир Мотыль мог снять «Белое солнце…», солдатам пришлось пропалывать пустыню

ЭСТЕТИКА РОДОМ ИЗ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

«Белое солнце пустыни» часто называют «первым советским вестерном» (или «истерном» - потому что в советских вестернах действие чаще разворачивалось не на западе страны, как в США, а на востоке). На самом деле это, конечно, неправда. Еще в середине 30-х Михаил Ромм снял чистой воды истерн «Тринадцать» (по мотивам вестерна Джона Форда «Потерянный патруль»). Легче легкого причислить к этому жанру и немых «Красных дьяволят», и «Неуловимых мстителей»…

Кстати, именно успех последнего фильма и стал причиной появления «Белого солнца пустыни». На «Мосфильме» создали «Экспериментальное творческое объединение» (ЭТО), где собирались выпускать жанровые, максимально «зрительские» фильмы. Руководители объединения, Григорий Чухрай и Владимир Познер, решили снять что-нибудь такое же бойкое, цветастое и соблазнительное для подростков, как «Мстители». Обратились к Андрею Кончаловскому. Тот вместе с Фридрихом Горенштейном написал сценарий «Басмачи», но он в дело не пошел (только спустя несколько лет на «Узбекфильме» его экранизируют под названием «Седьмая пуля»).

Для Павла Луспекаева, у которого были ампутированы пальцы на ногах, съемки стали тяжелейшим испытанием. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

Не расстроившись, руководители ЭТО обратились к Валентину Ежову - автору опытному, работавшему с Чухраем над «Балладой о солдате» (и, кстати, номинированному за ее сценарий на «Оскар»). В поисках сюжета Ежов обратился к ветерану гражданской войны, задал вопрос «А были ли на войне забавные случаи» - и получил от бойца рассказ о том, как однажды этот он спасал гарем, состоящий из беспомощных, робких женщин Востока. Какой-то басмач, удирая от красных, просто оставил своих многочисленных жен сидеть у колодца…

Соавторами сценария были все тот же Кончаловский и Рустам Ибрагимбеков. Все вместе поехали работать в Коктебель. Кончаловский много лет спустя вспоминал: «Уже появился в сценарии боец Сухов, появились басмачи, гарем, огромные железные баки с нефтью. Вся эстетика сценария росла из [Андрея] Платонова, который уже с «Аси» (фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». - Ред.) был моей путеводной звездой. Сухов навеян Пуховым, знаменитым героем «Сокровенного человека». Скоро мне надоело работать — захотелось купаться и загорать. Я решил с этой постановки линять, уже настроился на «Дворянское гнездо». Сказал: «Ребята, хочу отдохнуть. Делайте сами». Через пять недель они закончили сценарий, по которому вскоре, хоть и не без проблем, Владимир Мотыль снял фильм «Белое солнце пустыни», ставший шедевром русского кино».

Владимира Мотыля на режиссерском посту хотели заменить на Владимира Басова. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

ПО ЩЕКАМ У ЛУСПЕКАЕВА ТЕКЛИ СЛЕЗЫ

Мотыль был одним из самых талантливых советских режиссеров - только не очень везучим. Его предыдущий фильм «Женя, Женечка и «катюша» еле-еле выпустили на экраны, сочтя пасквилем на советскую армию. В 70-е и 80-е у него то и дело возникали проблемы из-за того, что его персонально ненавидел глава Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш. Мотыль считался режиссером очень неблагонадежным. Но, тем не менее, шанс поставить «Белое солнце» ему дали.

Ох уж эти загадочные восточные красавицы: увидеть личико Гюльчатай (актриса Татьяна Федотова) оказалось сложнее, чем полюбоваться ее грудью. Фото: Кадр из фильма

У него не было никакого желания браться за вестерн - он мечтал снять фильм о декабристах (и несколько лет спустя снял-таки «Звезду пленительного счастья»). И еще ему казалось, что после катастрофического приема фильма о Великой Отечественной высокое начальство нипочем не разрешит ему снимать про Гражданскую. Но ему очень нужны были деньги - в тот момент он жил чуть ли не в бедности. А вопрос с начальством руководители ЭТО обещали уладить - и уладили.

Съемки шли со скрипом. На роль Сухова был утвержден Георгий Юматов, но его пришлось в экстренном порядке заменять. Когда уже надо было приступать к работе, у Юматова погиб друг; он с горя напился, потом еще подрался, и предстал перед Мотылем и его коллегами в совершенно непригодном для съемок виде. Синяки и шишки на его лице нельзя было замазать никаким гримом, к тому же Мотыль всерьез опасался, что Юматов продолжит поминать друга… Поэтому режиссер срочно вызвал на съемки Анатолия Кузнецова, который пробовался параллельно с Юматовым и был отвергнут. По счастью, актер не обиделся на то, что его в свое время «забраковали», быстро собрался и приехал.

«Ты как здесь?». Фото: Кадр из фильма

На роль таможенника Верещагина утвердили актера Ленинградского БДТ Павла Луспекаева. У него были серьезные проблемы со здоровьем: на фронте он обморозил ноги, начался атеросклероз, и спустя много лет пальцы на обеих ступнях пришлось ампутировать. Мало того, что он стал инвалидом - после операции его мучили фантомные боли, от которых он спасался с помощью сильнейших болеутоляющих…

В общем, придя к Луспекаеву домой, Мотыль удивился, увидев его на ногах. А потом предлагал максимально облегчить для него съемки - в частности, сцены на баркасе снимать в павильоне. Но Луспекаев настоял на том, что Верещагин должен быть физически мощным, здоровым человеком - тогда зритель в финале будет жалеть его сильнее, чем жалел бы спивающегося инвалида. От любых поблажек он отказался.

И в результате съемки в Дагестане для актера оказались мучительными. От гостиницы до площадки приходилось пешком идти около километра по песку (автомобиль по нему проехать не мог), а на площадке снова шагать, шагать… В перерыве между дублями Луспекаев спасался тем, что опускал ноги в морскую воду и сидел так по часу. Только это помогало ему справиться с болью. Сыгравший Петруху Николай Годовиков помогал ему снимать протезы, сидел рядом с ним, пока он приходил в себя и видел, как по его щекам текли слезы. Но рассказывать об этом Луспекаев партнеру строго запрещал (Годовиков нарушил запрет только много лет спустя).

«Опять ты мне эту икру поставила!». Фото: Кадр из фильма

Умер Луспекаев 17 апреля 1970-го, через 18 дней после выхода в широкий прокат «Белого солнца», от разрыва аорты.

Поделиться видео </>

Крылатые фразы из фильма "Белое солнце пустыни".

БРЕЖНЕВ КАК ЗАСТУПНИК

Вспоминают, что съемки натурных сцен на берегу Каспийского моря в Дагестане начались с нехороших предзнаменований. Ритуальная бутылка шампанского разбилась о борт баркаса только с третьего раза. Потом посреди съемки все вокруг потемнело - началось солнечное затмение…

Предзнаменования не соврали - судьба «Белого солнца» оказалась очень сложной. Материал, отснятый в Дагестане и в павильонах, категорически не понравился худсовету. Мотыля обвинили в перерасходе средств - это при том, что впереди были еще две экспедиции, в Узбекистан и Туркмению, и на них денег почти не оставалось. Сначала хотели передать картину другому режиссеру (а именно Владимиру Басову - тот отказался, сочтя, что это было бы предательством коллеги). Потом начали говорить о том, что картину рациональнее всего просто закрыть, а весь материал - уничтожить. Картину спасло только то, что Министерство финансов отказалось списывать деньги, уже потраченные на съемки.

«Гюльчатай, открой личико, а!». Фото: Кадр из фильма

Мотыля на картине оставили, и отправили-таки в экспедицию в Среднюю Азию. Там группу ждали новые неприятности. Сначала оказалось, что пустыня Каракумы из-за небывалых дождей покрылась зеленью (ее пришлось пропалывать солдатам из местной воинской части), потом заболел дизентерией исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков (слова «Гюльчатай, открой личико» он произносил с температурой под 40, а когда сцену гибели героя наконец закончили снимать, сделал несколько шагов и упал без сознания).

Но еще хуже было то, что худсовету по-прежнему не нравился фильм, получающийся у Мотыля. Уже готовую картину просто отказались принимать. Положение спас лично Леонид Ильич Брежнев, любивший смотреть фильмы в персональном кинотеатре на даче. Согласно легенде, ему должны были привезти голливудский вестерн, до которых он был весьма охоч - но с копией фильма что-то случилось, и вместо него рискнули привезти не принятое, мало кем еще виденное «Белое солнце». Генеральный секретарь пришел от фильма в экстаз, после просмотра позвонил министру кинематографии Алексею Романову и поздравил его с успехом. И практически все проблемы у «Белого солнца» закончились. Дальше от Мотыля потребовали внести всего три малозначительные правки (например, сочли неприличным кадр, где Катерина Матвеевна, задрав юбку, переходит через ручей; по счастью, предусмотрительный режиссер сделал дубль, где ее ноги были прикрыты).

«А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна…». Фото: Кадр из фильма

Картина вышла 30 марта 1970 года. За полтора месяца до этого ее показали в редакции «Комсомольской правды» в набитом битком Голубом зале. 9 апреля в газете появилась рецензия. Ее автор жаловался, что про Сухова рассказано слишком мало - хотелось бы увидеть его на экране еще раз, потому что «не кончились его странствия и приключения, они требуют нового кинорассказа». В переводе на современный язык - «Автор, снимай еще». Мотыль и сам подумывал снять сиквел «Белого солнца пустыни» - но вспоминал, как тяжело шла работа над фильмом, мрачнел и отказывался от этой мысли…

КСТАТИ

Фильм, как известно, по традиции смотрели советские космонавты перед полетом. Стартовала традиция в 1973 году, когда на орбиту готовились запустить корабль «Союз-12». Запуск предыдущего корабля, «Союза-11», закончился трагедией - погибло трое космонавтов. Чтобы члены нового экипажа не нервничали, им показали «Белое солнце пустыни», сочтя его достаточно ободряющим. И полет прошел гладко. Конечно, вовсе не из-за этого сеанса - но людям свойственно искать причинно-следственные связи. Вот таким образом «Белое солнце пустыни» и превратилось в своего рода талисман для космонавтов.

"Ваше благородие, госпожа Удача!" (песня из кинофильма "Белое солнце пустыни").// Песню на стихи Булата Окуджавы исполняет сам Павел Луспекаев.

Караул усталых: почему «Белое солнце пустыни» любимо зрителями и сегодня | Статьи

50 лет назад, 14 декабря 1969 года, зрители (пока, впрочем, избранные — в широкий прокат картина вышла лишь в марте 1970-го) впервые увидели «Белое солнце пустыни», едва ли не самый популярный и любимый фильм, когда-либо снятый на русском языке. Журналист Алексей Королев для «Известий» попробовал разобраться в тайной механике, с помощью которой режиссеру Владимиру Мотылю удалось добиться столь ошеломляющего успеха.

На фронтире

«Первый советский вестерн, или, точнее, истерн» — формулировка, утвержденная еще советскими киноведами, столь же неполна, как и почти любое безапелляционное жанровое определение. Вестерн — конечно, не только остросюжетное кино с лошадьми, кольтами и бескрайними просторами. Вестерн — это в первую очередь кино о фронтире, о границе обитаемого мира и выживании на этой границе.

У Советского Союза тоже был свой фронтир — вся огромная имперская Азия от Прикаспия до Чукотки, — и, разумеется, боевики о советском фронтире снимали задолго до «Белого солнца пустыни». В том числе и вполне выдающиеся вроде «Дороги» (1955) Александра Столпера, действие которой происходит в условном Горном Бадахшане, или снятые в том же году «Следы на снегу» Адольфа Бергункера, где герои гоняют бандитов по заснеженной якутской тундре. Да и басмачей на экраны привел, разумеется, не Мотыль: достаточно вспомнить «Джульбарса» (1935) или «Тринадцать» (1936). Однако отчего-то именно безыскусной до неправдоподобия истории про спасение уставшим от бесконечной войны дембелем брошенного в пустыне бандитского гарема выпало стать эталоном жанра, его непокоренной вершиной и просто очень хорошим, да что там — великим фильмом.

Фото: РИА Новости

Сухов — Анатолий Кузнецов (слева), Саид — Спартак Мишулин (справа)

Тому есть несколько объяснений — но самые поверхностные, типичные для кинематографа тут не работают. Владимир Мотыль — крепкий профи, что впоследствии доказал «Звездой пленительного счастья», но вовсе не столп кинорежиссуры. Да, почти все актеры сыграли тут свои лучшие роли — но положа руку на сердце единственным настоящим виртуозом в этой компании был Луспекаев. Фабула и драматические ходы вроде бы тоже не производят сногсшибательного впечатления, диалоги балансируют на грани анекдота: это сейчас «Мне за державу обидно» высекают в граните, а фраза-то, если вдуматься, таким пафосом отдает, что ей едва не перестаешь верить. Отчего же получилось то, что получилось?

Утомленные солнцем

Начать придется все-таки со сценария. Его переписывали многократно, выкидывали целые эпизоды, правили и вставляли вновь. Известно, что писем к Катерине Матвеевне ни в одном из вариантов не было, их придумал Мотыль, чтобы разбавить революционную героику (он же снимал не истерн, а «приключенческий историко-революционный фильм») фольклорным элементом, а сочинил — Марк Захаров.

Но, честное слово, не в фольклоре дело. Давайте просто вспомним персонажей фильма и зададим себе простой вопрос: а где злодей? Где главный движитель любого вестерна, антагонист, на фоне которого так выигрышно смотрится главный герой? Абдулла? Полноте — ну какой он злодей. Так, что называется, не сошлись во взглядах — с Суховым по вопросу эмансипации, с Верещагиным — о границах дозволенного в период всеобщей анархии. Спрятанный в броню подаренного англичанами френча и собственной едкой иронии человек, который, конечно, преступник — но где нам найти ангелов в том времени и месте? Разве Абдулла бессмысленно жесток? Патологически лжив? Разве он предатель? Он ведь, в сущности, даже не басмач, не идейный враг новой власти — просто контрабандист, решающий извлечь свой небольшой гешефт от царящего вокруг бардака.

Вестерн без антигероя? Да разве такое бывает? Бывает — и, что удивительно, в лучших образцах жанра вроде фильма «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне, где, как известно, Хороший вовсе не так уж хорош, Плохой вызывает не меньше сочувствия, чем Хороший, а Злой вообще самый симпатичный персонаж. Неизвестно, видел ли Мотыль фильм Леоне, но совпадение получилось просто поразительным. (Разумеется, настоящий злодей в «Белом солнце» есть — это Джавдет, да вот только он на экране не появляется).

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы (справа)

Фото: РИА Новости

Вторая важная вещь, которая сделала фильм Мотыля шедевром, — фантастически точная интонация нарратива, в первую очередь — нарратива актерского. Действие происходит в 1920 или 1921 году. Окончена тяжелейшая, кровавая война, которая, в общем, шла не с 1918-го даже, а с 1914 года. И единственное чувство, которое

Белое солнце пустыни (1969) — отзывы и рецензии — КиноПоиск

К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

показывать: 102550

1—10 из 27

Фильм Владимира Мотыля случился, как случается все самое лучшее в этой жизни – не благодаря чему то, а исключительно вопреки. С самого начала не складывалось абсолютно все: сценарий утвердили на Госкино только с третьей отчаянной попытки. Чехарда с кандидатурами на пост режиссера (Жалакявичус, Чулюкин, Басов, Мотыль) была под стать переписанному пятикратно сценарию. Картина сменила несколько названий: «Басмачи», затем «Пустыня», чуть позже – с наслаждением зарезанное цензурой «Спасите гарем!» и наконец, рожденное коллективным мозговым штурмом - «Белое солнце пустыни». Исполнитель главной роли актер Георгий Юматов умудрился ввязаться в пьяную драку за пару дней до начала съемок и режиссер был вынужден аврально заменить его на дублера Анатолия Кузнецова. Исполнителю роли таможенника Верещагина Павлу Луспекаеву незадолго до съемок хирурги ампутировали обе ступни, и перспектива участия актера в фильме повисла в воздухе. В первый же день приезда весь съемочный реквизит (костюмы и оружие) был украден местными и возвращен обратно только после переговоров с главным криминальным авторитетом города в обмен на обещание снять его в роли одного из басмачей. После невесть откуда взявшихся проливных дождей десятки квадратных метров каракумской пустыни жизнеутверждающе проросли бурьяном, и солдатам местного военного округа пришлось прополкой добиваться описанного сценарием «безжизненного» пейзажа фильма. А когда в первый день съемок вся группа собралась, наконец, у баркаса для ритуала разбития на удачу о его борт шампанского и бутылка разбилась только с третьей нецензурной попытки, кто- то в провисшей тишине обронил: «Одно из двух: либо картина будет г…, либо – шедевр». Мотыль вздохнул: «Ладно, приступаем к работе, а там - видно будет!».

Культовый революционно-приключенческий байконур-истерн зародился во время одной из встреч сценариста Валентина Ежова с ветеранами Гражданской войны, которые в двадцатые годы прошлого столетия сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспоминал, как беи, спасаясь от настигавших их «красных» отрядов, бросали на произвол судьбы в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик мимоходом заметил, что женщины в паранджах доставляли им в пустыне немало хлопот. Вцепившаяся мертвой хваткой в эти слова фантазия сценариста всего за полтора месяца дорисовала трагикомическую диспозицию фильма. Красноармеец Сухов, возвращающийся после войны домой через пески Средней Азии; встретившийся ему по пути гарем главаря басмачей Абдуллы, и последующая, «до последней капли крови», битва с местными банд-формированиями в дислокации, бывшего царского таможенного российского форпоста на Каспии. Экспериментальной Творческой Киностудией Мотылю был дан карт-бланш, конфискованный сразу же после того, как съемки двухсерийного советского боевика с восточным колоритом были завершены. Из двух серий было приказано сделать одну, полностью переснять финал, кастрировать и так уже куцую (и это при богатейших то потенциальных возможностях гаремной тематики!) эротику, и вообще…от греха отложить ленту подальше в закрома. Фильм спасла от забвения не иначе как сама госпожа Удача – частный киносеанс на даче Генсека СССР Брежнева.

Фильм-легенда… И фильм-дуэль! Советский рублевый вызов «долларовой» трилогии, миддл-истерн против спагетти-вестерна, Мотыль против Леоне. Лукавый прищур Кузнецова («павлины говоришь…хех!») - наш ответ хищному оскалу Иствуда. Не берущий мзду и обидчивый за всю державу таможенник, одним взглядом исподлобья затмевающий местечково ответственного лишь за свой городишко шерифа. Бандит Абдулла, гордый профиль и орлиный разворот плеч (ах, шайтан, может не так уж и плохо быть его одиннадцатой любимой женой?) - без боя взятый статус альфа-самца в списке самых неотразимых негодяев в истории кино. Изощренность восточного коварства басмачей («хочешь, мы заплатим золотом?») - в пику берущим нахрапом пенкиппским «диким бандам». Именные наганы против смит-вессоновских кольтов; наша сорокоградусная рекой против их постаканно дозированного виски; стенько-разинская романтика захвата баркаса, противопоставленная классическому алгоритму ограбления поезда. Неспешная прогулка с чайничком наперевес сквозь раскаленное марево среднеазиатской пустыни - старательно сдерживаемая улыбка над медитативным покачиванием в седле по мексиканским прериям. Черная икра ложками - неприкрытая насмешка над мелочевкой рассыпного золота калифорнийской лихорадки. Смекалка, вставленная запалом в непререкаемый аргумент - ящик динамита – это сто очков вперед ковбойскому тет-а-тет пижонству на площадях под часами. И наконец, уже откровенная издевка над 'непокобелимыми' канонами брутальнейшего из жанров: путающийся весь фильм под ногами полигамный батальон «товарищей женщин», как символ извечно несчастной бабской доли, сыгранный к тому же большую, «пустынную» часть фильма мужской половиной съемочной группы.

Разумеется, по госзаказу. Естественно, чтобы доказать: «наши истерны – самые истерновые истерны в мире». Конечно же, по старинной русской традиции «хорошему вору все впору» - скалькированое. Но в то же время - не имеющее аналогов в мировой кинематографии. Двух, трех, а иногда и четырехслойные провокационные детали и подтексты, контрабандно спрятанные режиссером в фильме. Принципиально иная мотивационная изнанка фильма, сотканная из особым образом скроенного менталитета. Основа – та самая, не подводимая ни под какую идеологическую базу и выходящая за рамки любой патриотической пропаганды тяга к развесистым березкам и тоска по разлюбезной Екатерине Матвевне. Чисто русский, мересьевский подвиг актера Павла Луспекаева, снимавшегося с адской болью в кровоточащих ногах в его последнем в жизни фильме без костылей и дублеров. Принцип «сам пропадай, а других выручай», завернутый в паранджу восточного фатализма «кисмет» и для пущей надежности еще и трижды перекрещенный нашим «авось». Товарищ Сухов, которого Мотыль позаимствовал из народных сказок о смышленом солдате, что шел с двадцатилетней верной службы царю-батюшке в родную деревеньку и умудрялся по пути семерых одним махом уложить, кашу из топора сварить, да еще и Гюльчатай Прелестную ординарцу Петрухе добыть. Мощный, колоритный типаж таможенника Верещагина, за которым режиссер нырнул еще глубже - в записанные на жесткий подкорковый диск кластеры древних богатырских былин. Но самое гениальное изобретение фильма – рвущаяся, как журавль в небо, сквозь морзянку выстрелов истосковавшаяся душа солдата, по-крестьянски обстоятельно расписанная в письмах к любимой женщине.

Который бы раз не смотреть – нет-нет да и подловишь себя на невольной улыбке. Всякий раз снова сдавит до боли в груди: «Только бы доплыл…Только бы не поверила…Только бы не обознался…» Как бы хотелось, чтобы слова «сиквел» и «римейк» не коснулись этого необыкновенного фильма. Чтобы память отцифровала его магию нетронутой и без ограничения срока давности. Потому как настоящее, душевное, родное, растасканное на байки и анекдоты, принятое всем сердцем и всенародно выбранное для прощального просмотра перед прыжком в антигравитационную вечность - рождается очень и очень редко. Как правило - случайно, как принято у нас - вразрез и почти всегда – вопреки.

Госпоже Удаче

прямая ссылка

03 августа 2011 | 13:16

Sibax

А где же ваши мысли господа

Я сам считаю этот фильм лучшим произведением советского кинематографа, и одновременно он является одним из моих самых любимых фильмов в принципе!

И вот я захожу и не вижу ни одного отзыва по этому фильму, и это страшно удивляет меня, ведь люди пишут о второсортных ужастиках, глупых комедиях и совсем забывают про то, что есть фильмы, о которых забывать нельзя, эти фильмы являются портретом всего нашего общества, нашей культуры, наших плюсов и минусов.

'Белое солнце пустыни ' как раз и является таким фильмом в самой полной мере.
Он одновременно вмещает огромное количество жанров, что делает его таким же многогранным, как и сама жизнь. Зрители просто чувствуют истинность происходящего на экране, они проводят параллели со своей собственной жизнью и видят, насколько емкими являются образы, показанные в этой картине.

Этот фильм совершенно не поддается воздействию времени, и с каждым новым просмотром ты всегда открываешь для себя что-нибудь новое, захватывающее.

Работа Владимира Мотыля является культурным достоянием нашей родины, описывающим самое главное, что есть у любой страны и культуры - людей!
Самых обыкновенных людей.

прямая ссылка

24 января 2008 | 21:40

dentitov

Неделимость шедевра

Крайне сложно писать отзывы от ТАКИХ фильмах. Эта задача настолько сложна, как написать, к примеру, сочинение по 'Золотому Теленку' или проанализировать песни, которые пела твоя мать возле твоей колыбели.

Что можно сказать о фильме, который моногие уже не воспринимают как самостоятельное произведение, но как один из столпов самобытной национальной культуры, формирующий русской менталитет и оказывающий мощнейшее формирующее позитивное влияние на традиционный русский архетип?

Ведь именно этот фильм смотрели (и смотрят, если я не ошибаюсь) наши космонавты перед стартом, именно его смотрели наши гениальные советские хоккеисты перед решающими матчами. Какие еще примеры могут сильнее и ярче показать нам общечеловеческую значимость этого шедевра?

Я считаю, у нас снято немного фильмов, подобных этому, ведь мало кто будет спорить, что 'Белое солнце...' очень полезно ввести в обязательную школьную программу для воспитания нормальных русских людей, ибо этот фильм вечен и непреходящ и одинаково интересен и полезен людям разных возрастов и социальных слоев... Редкий фильм, способный легко и мягко привести к катарсису у зрителя...

Раскладывать по полочкам этот шедевр для меня задача непосильная... Да и немногим, я думаю, она по плечу. Ведь есть немало чудес на свете, которые не способен объять человеческий разум. 'Белое солнце...' - одно из них.

прямая ссылка

22 июля 2008 | 18:33

Charlemagne

Пожалуйста, посмотрите этот фильм

Фильм удачно сочетает в себе обилие здорового юмора и драматических моментов. В первой половине фильма мы смеёмся над любознательной Гульчатай, молодым бойцом по имени Петруха и другими персонажами. К концу фильма происходят довольно трагические события. Здесь становится уже не до смеха.

В целом, это замечательный фильм! Каждый обязан его посмотреть хотя бы один раз, и если вы не заядлый любитель тупых американских комедий, «Белое солнце пустыни», как минимум, вам понравится. Ну, а про мои впечатления после просмотра данного шедевра что сказать? Отличная постановка, прекрасная игра актеров (особенно удался Верещагин). В общем, если вы не видели этого фильма, то хватит читать всякие отзывы, лучше посмотрите его сами.

10 из 10

прямая ссылка

17 декабря 2008 | 11:17

Шкас

Памяти Анатолия Кузнецова… чтобы помнили

Образ товарища Сухова – пример настоящего воина. Он любит свою Родину, верен любимой женщине, мечтателен. Но от его взора, как от настоящего бойца, не укрывается ни один шорох, он смиренно и творчески справляется с любыми проблемами, не проливая напрасно даже кровь врага, добросердечен к окружающим, не назойлив, когда обращается за помощью в критической ситуации. Спокоен, профессионален и мудр. Образец настоящего мужчины.

В этом фильме каждый персонаж имеет свой смысл: Абдулла – воплощение корыстолюбивого зла, Верещагин – символ не только честного служения делу и Отечеству, но он еще и разрывается между долгом воина и желанием сб

Белое солнце пустыни (1969) — смотреть онлайн — КиноПоиск

год
страна
слоган-
режиссер Владимир Мотыль
сценарий Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров
директор фильма Юрий Хохлов
оператор Эдуард Розовский
композитор Исаак Шварц
художник Валерий Кострин, Белла Маневич-Каплан
монтаж В. Нестерова
жанр боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный, ... слова
зрители   34.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD 11 января 2011, «Парадиз»
релиз на Blu-ray 25 марта 2014, «Lizard Cinema Trade»
возраст зрителям, достигшим 16 лет
время84 мин. / 01:24
В главных ролях:
Роли дублировали:

Секреты кино. Белое солнце пустыни. Заключение

В фильме предполагался другой финал, и он был даже снят: Абдулла погибает в перестрелке на баркасе, раненный Верещагин доплывает до берега.
Если провести очередной мысленный эксперимент и представить себе такой сюжет, можно предположить — фильм лишился бы мощного эмоционального «крюка».
В качестве иллюстрации поделюсь личными переживаниями.

В 1934 году был снят фильм-классика, фильм-эпоха «Чапаев». В конце герой фильма - Василий Иванович Чапаев - спасаясь от врага, пытается переплыть реку. С берега по нему строчит пулемет.
Пули выбивают фонтанчики все ближе и ближе, вот уже Чапаев ранен и…
— Врешь, не возьмешь!..
Известная, ставшая классической, сцена в кино.

На пределе эмоционального накала зрительского зала, не дождавшись спешащей подмоги, Чапаев, сраженный пулей, тонет.
Зрители старших поколений рассказывали, как они ходили в кино несчетное количество раз, надеясь, что в этот-то раз Чапаев выплывет. Точно выплывет. Как зал кричал:
— Плыви, Чапай!
И выходили из зала в слезах.

Время от времени по стране прокатывался слух — по просьбам зрителей выпустили переделанный фильм — в котором Чапаев спасется — и люди снова шли в кинотеатр.
Но история безжалостна — реальный Чапаев погиб, фильма с переделанным финалом не было.

В начале Великой Отечественной Войны для поднятия духа войск было снято небольшое продолжение (как бы сейчас сказали — сиквел) фильма «Чапаев». В фильме Чапаев с перебинтованной рукой выходил на коне из реки на берег и говорил пламенную речь, адресованную солдатам.

В начале 70-х годов это продолжение показали в какой-то телепередаче и я (мне было около 10—12 лет) испытал огромное разочарование. Погибающий Чапай был героем, выживший — натянутым, вынужденным и, самое главное, неубедительным решением. Для агитационного фильма такой прием допустим, в контексте того времени и тех сложных для страны событий он сыграл свою важную роль в подъеме духа бойцов Красной Армии. Но в оригинальном фильме «благополучный» финал значительно обесценил бы главную идею фильма — насколько тяжело и трагически доставалась победа; сопереживая погибающему на экране Чапаю мы, зрители, осознавали это искренне и глубоко.
Честный сюжет не может играть в поддавки со смертью.


Смотрите также