Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Вампилов провинциальные анекдоты краткое содержание


Провинциальные анекдоты — Википедия

«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале тысяча девятьсот шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.

Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.

Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».

Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь

Действующие лица[править | править код]

  • Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
  • Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
  • Рукосуев — врач, приятель Калошина.
  • Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
  • Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
  • Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Действующие лица[править | править код]

  • Хомутов — агроном
  • Анчугин — шофёр
  • Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка)
  • Базильский — скрипач, прибывший на гастроли
  • Ступак — инженер
  • Фаина — студентка (молодожёны)
  • Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».

По пьесе «История с метранпажем» в 1978 году на киностудии «Мосфильм» (Экспериментальное Молодёжное Творческое Объединение) был снят короткометражный художественный фильм «История с метранпажем».
В главных ролях: Наталия Белохвостикова, Георгий Вицин.

«Провинциальные анекдоты» А. ВАМПИЛОВ

Александр Вампилов – классик советской драматургии. Его произведения переведены на 19 языков и ставятся по всему миру, экранизированы в России около 13 раз. Вампилов — младший из великой тройки наших драматургов: В. Розов, А. Володин, А. Вампилов... «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и другие его шедевры украшают афиши всех театров страны. А слава молодого Саши Вампилова началась именно с «Провинциальных анекдотов», в которых он заявил себя приверженцем традиций русской классики.
          Вампиловские комедийные истории — блестящий образец русской комедии, которая не только развлекает и по-настоящему смешит, но дает возможность говорить о самых серьезных вещах, доходя порой до трагических высот. Анекдот здесь — и «необычный, экстраординарный случай», и «короткая история с парадоксальной концовкой».
          Они сложились из «Двадцати минут с ангелом» (одноактная пьеса написана в 1962 году, на заре творчества писателя) и «Истории с метранпажем» (1965г.). Истории отсылают нас к Н.В. Гоголю – как определением жанра «трагикомическое представление», так и эпиграфом-цитатой классика: "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают".

Сюжет:

1. «Случай с метранпажем». Потапов – настоящий футбольный фанат, боится пропустить матч, который передают по радио. Как свойственно многим провинциальным гостиницам, приемник в комнате постояльца не работает, и герой находит решение проблемы, отправившись в гости к своей соседке. Однако, по правилам советских гостиниц, после 23 часов все гости должны находиться у себя в номерах, так что обнаруживший Потапова в комнате молодой и хорошенькой девушки администратор Калошин, на свою беду решает навести в этом деле порядок. Кто бы мог подумать, чем кончится его невинное намерение и морализм…Нежеланный футбольный фанат напустит страху на всю гостиницу! ...

2. «Двадцать минут с ангелом». Проснувшись с жуткой головной болью и непрекращающимся всю командировку похмельем, экспедитор Угаров и шофёр Анчугин страдают от безденежья. То ли от отчаянья, то ли от запоя, то ли наудачу, но герои решают бросить в окно крик о помощи. И (о чудо!): находится желающий дать героям денег, причем даром, не взаймы. За что? И ...в чем же подвох? ...

О спектакле:

В спектакле перед зрителями предстают истории из жизни «командированных» 60-х годов 20 века - все герои встречаются в глухой провинции, в гостинице «Тайга». Режиссер Сергей Кутасов: «Времена не выбирают. В них живут и умирают…». Времена Вампилова пришлись на закат оттепели и начало завинчивания гаек брежневской командой. Уходила вера в возможное светлое будущее. Оно мелькнуло вдалеке и исчезло. От безверия и бесперспективности началось моральное разложение, так точно схваченное молодым драматургом, и от комедии «Провинциальные анекдоты» доведенное до драмы «Утиной охоты». Прошли десятилетия. И мы вновь не выбираем времена, а живем в них и умираем. И вновь на наших глазах уходит вера и показавшееся возможным светлое будущее. А «моральное разложение» в пьесе Вампилова по сравнению с современной ситуацией всего лишь комедия, которая сегодня может обернуться новой «Утиной охотой».

Постановка – Сергей Кутасов

Трагикомическое представление в двух частях.

В ролях:

Народный артист России Борис НЕВЗОРОВ

Народный артист России Александр ПАШУТИН

Заслуженная артистка России Елена ПРОКЛОВА

Денис РОЖКОВ

Сергей КУТАСОВ

Руслан БАНКОВСКИЙ

Елена СИМОНИ

 

Владислава ВЕСНИНА

Провинциальные анекдоты (пьеса А. Вампилова) | ИРКИПЕДИЯ

«Провинциальные анекдоты» — две одноактные пьесы («История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»). Написаны иркутским драматургом Александром Вампиловым в начале 1960-х. Позднее были объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968.

Обзор

Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном (Театре на ул. Рубинштейна) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.

Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».

История

20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шел под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, N 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.

История с метранпажем

Эпиграф: "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь"

Действующие лица

  1. Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
  2. Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
  3. Рукосуев — врач, приятель Калошина.
  4. Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
  5. Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
  6. Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Двадцать минут с ангелом

Действующие лица

  1. Хомутов — агроном.
  2. Анчугин — шофер.
  3. Угаров — экспедитор (командированные из города Лопацка).
  4. Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.
  5. Ступак — инженер.
  6. Фаина — студентка (молодожены).
  7. Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

Место в творчестве

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как новую ступень в творчестве драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».

Литература

  1. Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. — Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990.
  2. Сафонова Т.А. Проблематика повседневности в «Провинциальных анекдотах» Вампилова

Ссылки

  1. Александр Вампилов. Провинциальные анекдоты // Lib.ru

Александр Вампилов - Провинциальные анекдоты » MYBRARY: Электронная библиотека деловой и учебной литературы. Читаем онлайн.

«Провинциальные анекдоты» – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – классиком XX века. Две трагикомических коллизии – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – уже стали одними из самых известных театральных сюжетов.

Александр Вампилов

Провинциальные анекдоты

Анекдот первый

История с метранпажем

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Калошин – администратор гостиницы «Тайга».

Потапов – командированный, по профессии метранпаж.

Рукосуев – врач, приятель Калошина.

Камаев – молодой человек, преподаватель физкультуры.

Марина – жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».

Виктория – девушка, устраивающаяся на работу.

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают.

Н. В. Гоголь

Одиночный номер провинциальной гостиницы. Кровать, стол, шкаф, два кресла, тумбочка, на тумбочке репродуктор и телефон. Дальняя стена закрыта яркими дешевыми портьерами. Щелкает дверной замок, и в комнате появляется Виктория, миловидная девушка лет двадцати. На ходу она снимает плащ и туфли, открывает шкаф и, невидимая за дверцей шкафа, мгновенно переодевается. Теперь на ней легкий халат и домашние туфли.

Она подходит к стене и раздвигает портьеры. За ними оказывается окно, в которое видны светящиеся окна на противоположной стороне улицы, а рядом, прямо под окном, горит обратная сторона неоновой вывески «Гостиница «Тайга». Мгновение Виктория смотрит в окно, потом оборачивается, идет по комнате, закрывает дверь на ключ, берет со стола книгу, открывает ее. Не отрываясь от книги, приближается к кровати, сдергивает с нее покрывало, сбрасывает с ног туфли. Прилегла на кровать.

В это время раздается нетерпеливый стук в дверь. Виктория вскакивает, надевает туфли, набрасывает на кровать покрывало, поправляет прическу.

Стук повторяется. Виктория открывает дверь.

В дверях появляется Потапов, небольшой сухощавый мужчина лет сорока. На нем серые брюки, светлая рубаха, галстук и дешевый вельветовый пиджак. Этот скромного вида человек сейчас явно раздосадован.

ПОТАПОВ. Здравствуйте! У вас радио работает?

ВИКТОРИЯ. Радио?

ПОТАПОВ (нетерпеливо). Радио!

ВИКТОРИЯ. А что такое?

ПОТАПОВ. Работает или нет?

Виктория включает радиоприемник, раздается голос комментатора, ведущего футбольный репортаж. Потапов входит в комнату и крадется к радиоприемнику.

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …у Хусаинова, он передает его Янкину, Янкин переходит на правую половину поля…

Потапов останавливается рядом с радиоприемником. Слушает.

…его атакуют, он передает… но нет, пас неточен, и вот уже атаку начинает Шалимов… Шалимов передает мяч… но нет, снова неточно, и мяч снова у Хусаинова…

ВИКТОРИЯ. Футбол, а я-то думала…

ПОТАПОВ. Тише!

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Хусаинов обыгрывает Шалимова…

ВИКТОРИЯ. Вы меня напугали…

ПОТАПОВ. (строго). Тихо!

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …его атакуют два защитника…

ВИКТОРИЯ. Да вы присаживайтесь…

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Хусаинов посылает мяч на штрафную площадку, а там…

ВИКТОРИЯ. Садитесь…

ПОТАПОВ (свирепо). Вы можете помолчать?

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. … там никого не оказалось, увы, никого, кроме защитника команды «Торпедо»… А вот и свисток судьи… Итак, первая половина игры закончилась безрезультатно… Ноль-ноль… Ноль-ноль. Команды отправляются на отдых, отдохнем, товарищи радиослушатели, и мы… Отдохнем, а через пятнадцать минут встретимся снова, чтобы узнать, кто же победит в этом увлекательном, напряженном поединке.

ГОЛОС ДИКТОРА. Передаем легкую музыку.

Музыка.

ПОТАПОВ (опускается в кресло). Если в этот раз они проиграют, – я… Я за себя не отвечаю!

Небольшая пауза.

ВИКТОРИЯ (осторожно). Можно мне что-нибудь сказать?

ПОТАПОВ. Что?.. (Вдруг очень вежливо.) Извините меня! Я, это самое, сам не знаю как… Футбол, сами понимаете…

ВИКТОРИЯ. Не понимаю. Смотреть на него – еще туда-сюда, а так – не понимаю.

ПОТАПОВ. Простите за беспокойство.

ВИКТОРИЯ. Да ладно уж, ничего…

ПОТАПОВ. Видите ли, я сосед ваш, мой номер рядом, сидел у себя, слушал, и раз-радио испортилось, на самом Интересном. Я – в коридор, туда-сюда. Двенадцатый час – у всех уже темно, а у вас свет. Как я сюда ворвался, и сам не заметил. (Пятится к двери.) Еще раз извините.

ВИКТОРИЯ. Подождите.

Потапов останавливается.

Куда же вы? Где же вы дальше будете слушать?

ПОТАПОВ. Не знаю. Поищу где-нибудь…

ВИКТОРИЯ. А то забирайте мой приемник, утром вернете.

ПОТАПОВ. Разрешаете?

ВИКТОРИЯ. Забирайте.

ПОТАПОВ. Большое вам спасибо. (Взял радиоприемник.) Извините еще раз, спокойной ночи.

Потапов уходит, но, как только Виктория снова приготовилась, лечь, опять раздается стук в дверь – на этот раз деликатный. Виктория открывает дверь. Входит Потапов, при этом дверь в коридор остается открытой.

ПОТАПОВ. Простите, но в моем номере он не работает. (Передает Виктории радиоприемник.)

ВИКТОРИЯ. Вот беда-то.

ПОТАПОВ. Очевидно, испортилась проводка.

ВИКТОРИЯ. Ну и что теперь?

ПОТАПОВ. Ума не приложу. Большое вам спасибо… (Мнется.) Пойду искать кого-нибудь…

ВИКТОРИЯ. Ладно уж. (Включила радиоприемник.) Садитесь, слушайте.

ПОТАПОВ. В самом деле?

ВИКТОРИЯ. Ну а что? Будете рыскать по всей гостинице.

ПОТАПОВ. Но ведь вам спать надо.

ВИКТОРИЯ. Да ничего. Я ложусь поздно. (Придвинула кресло к радиоприемнику). Устраивайтесь поближе.

ПОТАПОВ. Ну, спасибо, девушка. (Усаживается.) За вашу доброту дай вам бог хорошего жениха.

ВИКТОРИЯ. Благодарю.

В дверях появляется Семен Николаевич Калошин. Ему около шестидесяти, он лыс, кругл и вальяжен. Он невысок ростом, но держится очень прямо. При этом голова его почти постоянно откинута чуть назад, брови, чаще всего сдвинуты, а глаза обычно слегка прищурены. Благодаря всему этому общий вид его довольно внушителен, а людей выше его ростом для него не существует. Одет он в хороший темный костюм, который сидит па нем, впрочем, довольно мешковато. Прежде чем заговорить, он критически осматривает присутствующих.

КАЛОШИН. Товарищи, одиннадцать часов. Посторонних прошу покинуть помещение.

Небольшая пауза.

ВИКТОРИЯ. Здесь посторонних нет, здесь все свои. Товарищ живет рядом.

ПОТАПОВ. Да, мой номер за стеной.

КАЛОШИН. Не имеет значения. Согласно распорядку, после одиннадцати все расходятся по своим номерам.

ВИКТОРИЯ. Да, но тут такое дело…

КАЛОШИН (перебивает). Дела, товарищи, будете обделывать завтра. А сегодня прошу вас по своим номерам.

ПОТАПОВ. Послушайте…

КАЛОШИН (перебивает). Не знаю, товарищи…

ВИКТОРИЯ (перебивает). Хорошо, хорошо. Он уйдет.

КАЛОШИН. Давайте, товарищи, давайте.

ВИКТОРИЯ. Уйдет, сейчас уйдет.

КАЛОШИН. Предупреждаю, я проверю. (Уходит.)

ВИКТОРИЯ. Лучше с ним не спорить.

ПОТАПОВ. Да, придется уходить.

ВИКТОРИЯ. Нет, вы меня не поняли. Закройте свой номер на ключ и возвращайтесь.

ПОТАПОВ. Знаете, лучше с ним не связываться.

ВИКТОРИЯ. Закроемся, радио сделаем потише – обойдется. Идите, закрывайте номер.

ПОТАПОВ. Ну что ж… (Выходит и тотчас возвращается.) Закрыл.

ВИКТОРИЯ. А все почему? У нас двери были открыты. (Убавляет звук радиоприемника.) Дерут такие деньги, да еще им на цыпочках ходи.

ПОТАПОВ. Вы в командировке?

ВИКТОРИЯ. Я – нет. Я здесь одну ночь, завтра в общежитие уйду. Я на строительство приехала, на работу. А вы?

ПОТАПОВ. Я здесь в командировке. (Усаживается.)

ВИКТОРИЯ. Откуда вы?

ПОТАПОВ. Из Москвы.

ВИКТОРИЯ. Ладно, вы слушайте, а я буду читать. А дверь мы… (Подошла к двери, хотела ее запереть.)

Но дверь внезапно раскрылась, и на пороге возник Калошин.

КАЛОШИН (миролюбиво). Так. Хотели закрыться…

ВИКТОРИЯ. У него радио испортилось…

КАЛОШИН (многозначительно). Я понимаю…

ВИКТОРИЯ. Он футбол послушает и уйдет.

КАЛОШИН (игриво). Футбол, говорите?

ПОТАПОВ. Футбол, совершенно верно.

КАЛОШИН (весело). Футбол?

ВИКТОРИЯ. Ну конечно.

КАЛОШИН. Так, так. Значит, футбол?

ПОТАПОВ. Да футбол же. Неужели вы не понимаете?

КАЛОШИН. Я понимаю. Я все понимаю. Я, товарищи, уже не маленький.

ПОТАПОВ. То есть? Что вы этим хотите сказать?

КАЛОШИН. Да то. Сами понимаете что.

ПОТАПОВ. Да что именно?

КАЛОШИН. Да то, товарищи, что дураков вы здесь не ищите.

ПОТАПОВ. То есть?

ВИКТОРИЯ. Ну?.. Ну что скажете?

КАЛОШИН. А вы что скажете?.. Футбол?

ПОТАПОВ. Да, футбол.

КАЛОШИН. Ну вот, опять футбол… А закрываться для чего, разрешите вас спросить? Если футбол, то для чего тогда двери на ключ закрывать?

ВИКТОРИЯ. Я не могу… Да от вас закрылись, от вас! Чтоб не лезли здесь, не мешались…

КАЛОШИН (перебивает). «Не мешали»? Вот и я так думаю, чтоб не мешали. Кому же нравится, когда мешают?

ПОТАПОВ. Да вы… Да с вами просто нельзя разговаривать!

КАЛОШИН. Разговаривать со мной можно. Но вы, товарищи, разговаривать не умеете. К сожалению. (Официально.) Поэтому прошу вас в свой номер.

Провинциальные анекдоты (пьеса А. Вампилова) | ИРКИПЕДИЯ

«Провинциальные анекдоты» — две одноактные пьесы («История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»). Написаны иркутским драматургом Александром Вампиловым в начале 1960-х. Позднее были объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968.

Обзор

Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном (Театре на ул. Рубинштейна) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.

Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».

История

20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шел под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, N 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.

История с метранпажем

Эпиграф: "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь"

Действующие лица

  1. Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
  2. Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
  3. Рукосуев — врач, приятель Калошина.
  4. Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
  5. Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
  6. Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Двадцать минут с ангелом

Действующие лица

  1. Хомутов — агроном.
  2. Анчугин — шофер.
  3. Угаров — экспедитор (командированные из города Лопацка).
  4. Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.
  5. Ступак — инженер.
  6. Фаина — студентка (молодожены).
  7. Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

Место в творчестве

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как новую ступень в творчестве драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».

Литература

  1. Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. — Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990.
  2. Сафонова Т.А. Проблематика повседневности в «Провинциальных анекдотах» Вампилова

Ссылки

  1. Александр Вампилов. Провинциальные анекдоты // Lib.ru

Маленький человек из провинциального анекдота: nord_traveller — LiveJournal

2015 год театр-студия «Образ» завершила спектаклем «История с метранпажем», поставленным по одноимённой пьесе Александра Вампилова.

Есть вещи, которые приятно смотреть, несмотря даже на то, что они ставлены-переставлены десятки раз. И всякий раз открываешь для себя что-то новое. «История с метранпажем» Вампилова – из этой серии. Человеческие слабости, благодаря которым их обладатель попадает в нелепые ситуации – вечный и при этом не избитый для драматургии сюжет. Меняется время, меняется всё вокруг, другими становятся жизненные идеалы, но характер человека эволюции не подвержен. А коль так, то и интерес к этой теме вряд ли иссякнет.

О театре я впервые писал ровно год назад в заметке «Синтез психологии и творчества». Сегодня это уже не филиал «Образа» Сергея Базарова, а самостоятельная студия.

Поздний вечер, провинциальная гостиница. В номер к молодой девушке Виктории вваливается сосед, которому нужно послушать футбольный матч, но у него испортилось радио. Виктория впускает гостя, но в этот момент появляется администратор гостиницы Калошин и, невзирая на просьбы и заверения, что сосед только послушает футбол и уйдёт, требует, чтобы тот немедленно удалился в свой номер. Между мужчинами завязывается потасовка, Калошин силой выталкивает ретивого постояльца в коридор. Фамилия болельщика Потапов, приехал он в командировку из Москвы, по профессии метранпаж. Услышав об этом, Калошин не находит себе места и уже собрался помирать. Казалось ему, что человек с такой должностью должен быть высокой шишкой, которая всё равно сживёт гостиничного администратора со свету. «Ведь он что захочет, то и сделает… Посадит на ладошку, дунет – и полетишь. Да еще, может, так полетишь, что нигде и не сядешь, не приземлишься никогда, а так и будешь вечно летать по воздуху!». Никто в провинциальном городке, кого Калошин не спрашивал, не смог объяснить, что метранпаж – всего лишь типографский рабочий.

Калошин – типичный маленький человек, который очень хочет казаться большим. И, упиваясь своей ничтожной властью, чуть было не лишается рассудка. Чеховский «хамелеон», только в другое время и в другом месте. Оживает он лишь, когда узнаёт, кто же всё-таки такой этот метранпаж: «Мышь типографская… Тля!.. Букашка!.. А ведь как напугал… До смерти напугал…». Пьеса – самый настоящий анекдот, короткая история с неожиданной развязкой. Собственно, сборник двух одноактовых пьес – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – и назван «Провинциальные анекдоты». Парадоксальная концовка связана не только с Калошиным. Кажется, что между Потаповым и Викторией должен закрутиться роман, но нет. Столичного гостя, оказывается, интересует только футбол, и появляется он на сцене лишь к финалу. И то, только для того, чтобы воскликнуть: «Можете меня поздравить. Они выиграли!».

В любой постановке всегда есть место режиссёрской задумке и актёрской импровизации. Главное, чтобы они не нарушали общей сюжетной линии. Как, например, здесь. Так, Потапов (актёр Александр Кузнецов) более эмоционален, нежели у Вампилова. Каким, в общем-то, и должен быть болельщик. А Калошин (Сергей Гусев) не кругл и вальяжен, а слишком, как мне кажется, суетлив. Опять же: попробуй тут не забегай, когда Дамоклов меч над тобой повис. Но хорошая игра делает своё дело. Именно игра. Хотя бы потому, что Кузнецов в реальной жизни не является поклонником футбола, а Гусев не затрепещет перед начальством. Но – надо. «Это не Сергей, а Калошин начальства боится», - объяснит режиссёр в ответ на «не могу» и «не моё». И начнётся работа над ролью.

Спектакль шёл в течение двух дней – в областной библиотеке имени А.М. Горького и в Детском досуговом центре на Склизкова, 52, где базируется театр-студия «Образ». Поэтому и фотографии представлены с обеих площадок. Актёрский состав тот же, за исключением Виктории. У каждой из исполнительниц её роли свои козыри: Ольга Белова ближе к оригиналу, а Ирина Баннова ярче, заметнее, хара́ктернее, что ли. В остальных ролях – Анна Захарова (Марина, жена Калошина), Алишер Усманов (Олег, приятель Марины), Андрей Сабынин, он же ekspromt (Рукосуев).

Впереди у театрального коллектива новые планы, которых руководитель и режиссёр Александра Клюшина, вслух, понятное дело, не раскрывает. Что касается меня, то я лично хотел бы увидеть в исполнении «образят» второй «Провинциальный анекдот». Тоже хорошая социальная сатира – и смешная, и поучительная одновременно.

Ну а тех, кто хочет заниматься в театре-студии, ждут по адресу: Тверь, улица Склизкова, 52. Вся информация – в официальной группе сети «Вконтакте».

Фото автора, Андрея Сабынина и Романа Кузьмина

Книга Провинциальные анекдоты - читать онлайн. Автор: Вампилов Александр Валентинович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Александр Вампилов

Провинциальные анекдоты

Анекдот первый

История с метранпажем

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Калошин – администратор гостиницы «Тайга».

Потапов – командированный, по профессии метранпаж.

Рукосуев – врач, приятель Калошина.

Камаев – молодой человек, преподаватель физкультуры.

Марина – жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».

Виктория – девушка, устраивающаяся на работу.

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают.

Н. В. Гоголь

Одиночный номер провинциальной гостиницы. Кровать, стол, шкаф, два кресла, тумбочка, на тумбочке репродуктор и телефон. Дальняя стена закрыта яркими дешевыми портьерами. Щелкает дверной замок, и в комнате появляется Виктория, миловидная девушка лет двадцати. На ходу она снимает плащ и туфли, открывает шкаф и, невидимая за дверцей шкафа, мгновенно переодевается. Теперь на ней легкий халат и домашние туфли.

Она подходит к стене и раздвигает портьеры. За ними оказывается окно, в которое видны светящиеся окна на противоположной стороне улицы, а рядом, прямо под окном, горит обратная сторона неоновой вывески «Гостиница «Тайга». Мгновение Виктория смотрит в окно, потом оборачивается, идет по комнате, закрывает дверь на ключ, берет со стола книгу, открывает ее. Не отрываясь от книги, приближается к кровати, сдергивает с нее покрывало, сбрасывает с ног туфли. Прилегла на кровать.

В это время раздается нетерпеливый стук в дверь. Виктория вскакивает, надевает туфли, набрасывает на кровать покрывало, поправляет прическу.

Стук повторяется. Виктория открывает дверь.

В дверях появляется Потапов, небольшой сухощавый мужчина лет сорока. На нем серые брюки, светлая рубаха, галстук и дешевый вельветовый пиджак. Этот скромного вида человек сейчас явно раздосадован.

ПОТАПОВ. Здравствуйте! У вас радио работает?

ВИКТОРИЯ. Радио?

ПОТАПОВ (нетерпеливо). Радио!

ВИКТОРИЯ. А что такое?

ПОТАПОВ. Работает или нет?

Виктория включает радиоприемник, раздается голос комментатора, ведущего футбольный репортаж. Потапов входит в комнату и крадется к радиоприемнику.

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …у Хусаинова, он передает его Янкину, Янкин переходит на правую половину поля…

Потапов останавливается рядом с радиоприемником. Слушает.

…его атакуют, он передает… но нет, пас неточен, и вот уже атаку начинает Шалимов… Шалимов передает мяч… но нет, снова неточно, и мяч снова у Хусаинова…

ВИКТОРИЯ. Футбол, а я-то думала…

ПОТАПОВ. Тише!

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Хусаинов обыгрывает Шалимова…

ВИКТОРИЯ. Вы меня напугали…

ПОТАПОВ. (строго). Тихо!

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …его атакуют два защитника…

ВИКТОРИЯ. Да вы присаживайтесь…

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Хусаинов посылает мяч на штрафную площадку, а там…

ВИКТОРИЯ. Садитесь…

ПОТАПОВ (свирепо). Вы можете помолчать?

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. … там никого не оказалось, увы, никого, кроме защитника команды «Торпедо»… А вот и свисток судьи… Итак, первая половина игры закончилась безрезультатно… Ноль-ноль… Ноль-ноль. Команды отправляются на отдых, отдохнем, товарищи радиослушатели, и мы… Отдохнем, а через пятнадцать минут встретимся снова, чтобы узнать, кто же победит в этом увлекательном, напряженном поединке.

ГОЛОС ДИКТОРА. Передаем легкую музыку.

Музыка.

ПОТАПОВ (опускается в кресло). Если в этот раз они проиграют, – я… Я за себя не отвечаю!

Небольшая пауза.

ВИКТОРИЯ (осторожно). Можно мне что-нибудь сказать?

ПОТАПОВ. Что?.. (Вдруг очень вежливо.) Извините меня! Я, это самое, сам не знаю как… Футбол, сами понимаете…

ВИКТОРИЯ. Не понимаю. Смотреть на него – еще туда-сюда, а так – не понимаю.

ПОТАПОВ. Простите за беспокойство.

ВИКТОРИЯ. Да ладно уж, ничего…

ПОТАПОВ. Видите ли, я сосед ваш, мой номер рядом, сидел у себя, слушал, и раз-радио испортилось, на самом Интересном. Я – в коридор, туда-сюда. Двенадцатый час – у всех уже темно, а у вас свет. Как я сюда ворвался, и сам не заметил. (Пятится к двери.) Еще раз извините.

ВИКТОРИЯ. Подождите.

Потапов останавливается.

Куда же вы? Где же вы дальше будете слушать?

ПОТАПОВ. Не знаю. Поищу где-нибудь…

ВИКТОРИЯ. А то забирайте мой приемник, утром вернете.

ПОТАПОВ. Разрешаете?

ВИКТОРИЯ. Забирайте.

ПОТАПОВ. Большое вам спасибо. (Взял радиоприемник.) Извините еще раз, спокойной ночи.

Потапов уходит, но, как только Виктория снова приготовилась, лечь, опять раздается стук в дверь – на этот раз деликатный. Виктория открывает дверь. Входит Потапов, при этом дверь в коридор остается открытой.

ПОТАПОВ. Простите, но в моем номере он не работает. (Передает Виктории радиоприемник.)

ВИКТОРИЯ. Вот беда-то.

ПОТАПОВ. Очевидно, испортилась проводка.

ВИКТОРИЯ. Ну и что теперь?

ПОТАПОВ. Ума не приложу. Большое вам спасибо… (Мнется.) Пойду искать кого-нибудь…

ВИКТОРИЯ. Ладно уж. (Включила радиоприемник.) Садитесь, слушайте.

ПОТАПОВ. В самом деле?

ВИКТОРИЯ. Ну а что? Будете рыскать по всей гостинице.

ПОТАПОВ. Но ведь вам спать надо.

ВИКТОРИЯ. Да ничего. Я ложусь поздно. (Придвинула кресло к радиоприемнику). Устраивайтесь поближе.

ПОТАПОВ. Ну, спасибо, девушка. (Усаживается.) За вашу доброту дай вам бог хорошего жениха.

ВИКТОРИЯ. Благодарю.

В дверях появляется Семен Николаевич Калошин. Ему около шестидесяти, он лыс, кругл и вальяжен. Он невысок ростом, но держится очень прямо. При этом голова его почти постоянно откинута чуть назад, брови, чаще всего сдвинуты, а глаза обычно слегка прищурены. Благодаря всему этому общий вид его довольно внушителен, а людей выше его ростом для него не существует. Одет он в хороший темный костюм, который сидит па нем, впрочем, довольно мешковато. Прежде чем заговорить, он критически осматривает присутствующих.

КАЛОШИН. Товарищи, одиннадцать часов. Посторонних прошу покинуть помещение.

Небольшая пауза.

ВИКТОРИЯ. Здесь посторонних нет, здесь все свои. Товарищ живет рядом.

ПОТАПОВ. Да, мой номер за стеной.

КАЛОШИН. Не имеет значения. Согласно распорядку, после одиннадцати все расходятся по своим номерам.

ВИКТОРИЯ. Да, но тут такое дело…

КАЛОШИН (перебивает). Дела, товарищи, будете обделывать завтра. А сегодня прошу вас по своим номерам.

ПОТАПОВ. Послушайте…

КАЛОШИН (перебивает). Не знаю, товарищи…

ВИКТОРИЯ (перебивает). Хорошо, хорошо. Он уйдет.

КАЛОШИН. Давайте, товарищи, давайте.

ВИКТОРИЯ. Уйдет, сейчас уйдет.

КАЛОШИН. Предупреждаю, я проверю. (Уходит.)

ВИКТОРИЯ. Лучше с ним не спорить.

ПОТАПОВ. Да, придется уходить.

ВИКТОРИЯ. Нет, вы меня не поняли. Закройте свой номер на ключ и возвращайтесь.

ПОТАПОВ. Знаете, лучше с ним не связываться.

ВИКТОРИЯ. Закроемся, радио сделаем потише – обойдется. Идите, закрывайте номер.

ПОТАПОВ. Ну что ж… (Выходит и тотчас возвращается.) Закрыл.

ВИКТОРИЯ. А все почему? У нас двери были открыты. (Убавляет звук радиоприемника.) Дерут такие деньги, да еще им на цыпочках ходи.

Читать онлайн Провинциальные анекдоты

Аннотация: «Провинциальные анекдоты» – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – классиком XX века. Две трагикомических коллизии – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – уже стали одними из самых известных театральных сюжетов.

---------------------------------------------

Александр Вампилов

Анекдот первый

История с метранпажем

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Калошин – администратор гостиницы «Тайга».

Потапов – командированный, по профессии метранпаж.

Рукосуев – врач, приятель Калошина.

Камаев – молодой человек, преподаватель физкультуры.

Марина – жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».

Виктория – девушка, устраивающаяся на работу.

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают.

Н. В. Гоголь

Одиночный номер провинциальной гостиницы. Кровать, стол, шкаф, два кресла, тумбочка, на тумбочке репродуктор и телефон. Дальняя стена закрыта яркими дешевыми портьерами. Щелкает дверной замок, и в комнате появляется Виктория, миловидная девушка лет двадцати. На ходу она снимает плащ и туфли, открывает шкаф и, невидимая за дверцей шкафа, мгновенно переодевается. Теперь на ней легкий халат и домашние туфли.

Она подходит к стене и раздвигает портьеры. За ними оказывается окно, в которое видны светящиеся окна на противоположной стороне улицы, а рядом, прямо под окном, горит обратная сторона неоновой вывески «Гостиница «Тайга». Мгновение Виктория смотрит в окно, потом оборачивается, идет по комнате, закрывает дверь на ключ, берет со стола книгу, открывает ее. Не отрываясь от книги, приближается к кровати, сдергивает с нее покрывало, сбрасывает с ног туфли. Прилегла на кровать.

В это время раздается нетерпеливый стук в дверь. Виктория вскакивает, надевает туфли, набрасывает на кровать покрывало, поправляет прическу.

Стук повторяется. Виктория открывает дверь.

В дверях появляется Потапов, небольшой сухощавый мужчина лет сорока. На нем серые брюки, светлая рубаха, галстук и дешевый вельветовый пиджак. Этот скромного вида человек сейчас явно раздосадован.

ПОТАПОВ. Здравствуйте! У вас радио работает?

ВИКТОРИЯ. Радио?

ПОТАПОВ (нетерпеливо). Радио!

ВИКТОРИЯ. А что такое?

ПОТАПОВ. Работает или нет?

Виктория включает радиоприемник, раздается голос комментатора, ведущего футбольный репортаж. Потапов входит в комнату и крадется к радиоприемнику.

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …у Хусаинова, он передает его Янкину, Янкин переходит на правую половину поля…

Потапов останавливается рядом с радиоприемником. Слушает.

…его атакуют, он передает… но нет, пас неточен, и вот уже атаку начинает Шалимов… Шалимов передает мяч… но нет, снова неточно, и мяч снова у Хусаинова…

ВИКТОРИЯ. Футбол, а я-то думала…

ПОТАПОВ. Тише!

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Хусаинов обыгрывает Шалимова…

ВИКТОРИЯ. Вы меня напугали…

ПОТАПОВ. (строго). Тихо!

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …его атакуют два защитника…

ВИКТОРИЯ. Да вы присаживайтесь…

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Хусаинов посылает мяч на штрафную площадку, а там…

ВИКТОРИЯ. Садитесь…

ПОТАПОВ (свирепо). Вы можете помолчать?

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. … там никого не оказалось, увы, никого, кроме защитника команды «Торпедо»… А вот и свисток судьи… Итак, первая половина игры закончилась безрезультатно… Ноль-ноль… Ноль-ноль. Команды отправляются на отдых, отдохнем, товарищи радиослушатели, и мы… Отдохнем, а через пятнадцать минут встретимся снова, чтобы узнать, кто же победит в этом увлекательном, напряженном поединке.

ГОЛОС ДИКТОРА. Передаем легкую музыку.

Музыка.

ПОТАПОВ (опускается в кресло). Если в этот раз они проиграют, – я… Я за себя не отвечаю!

Небольшая пауза.

Вампилов, Александр Валентинович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Вампилов.
Александр Вампилов
Имя при рождении Александр Валентинович Вампилов
Псевдонимы А. Санин
Дата рождения 19 августа 1937(1937-08-19)[1][2]
Место рождения
Дата смерти 17 августа 1972(1972-08-17)[1][2](34 года)
Место смерти Иркутская область,
РСФСР, СССР
Гражданство (подданство)
Род деятельности драматург, прозаик
Годы творчества 1958—1972
Жанр проза, рассказ, пьеса, фельетон, очерк, публицистика
Язык произведений русский
Дебют «Стечение обстоятельств» (1961)
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937 года, Черемхово — 17 августа 1972 года, озеро Байкал у посёлков Байкал и Листвянка) — русский советский прозаик и драматург.

Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик, до этого 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года. Хотя часто местом рождения А. В. Вампилова называют посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района. Считал своей Малой Родиной село Аларь[3][4].

Отец — Валентин Никитич Вампилов (1898—1938) — бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906—1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.

В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры[5].

В 1955—1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, А. В. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

Памятный знак на берегу озера Байкал у места гибели (исток Ангары)

В 1960 году женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой[6], в 1963 году развелся с ней[7]. В 1963 году женился на Ольге Ивановской[8]. В 1966 году у них родилась дочь Елена[9].

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей А. В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

Смерть[править | править код]

17 августа 1972 года, за 2 дня до 35-летия, А. В. Вампилов умер — лодка с ним перевернулась у берега Байкала, он поплыл к берегу и умер в воде, вероятно, от переохлаждения[10].

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места смерти на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник — камень с автографом.

Первый рассказ Вампилова — тогда студента третьего курса — «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

В 1962 году Вампилов написал одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом»[11]. В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно[12].

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр — Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так, в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в восьми театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах[12].

В 1965 году Александр Вампилов написал комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург закончил пьесу «Утиная охота». В том же году Вампилов написал одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединённая с пьесой «Двадцать минут с ангелом», образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

В 1971 году Вампилов завершил работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.

При жизни не был по достоинству оценен современниками. По словам актёра Николая Чиндяйкина «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали»[13].

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр[12].

За время литературной работы Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

  • Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 — посмертно).
  • Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230[14].
  • В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова.
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
  • В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова (координаты вверху страницы) и Центральная библиотека Аларского района его имени.
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено новой улице в микрорайоне Первомайский Иркутска, на жилом доме было установлено панно — портрет Александра Вампилова (художник — Квасов Юрий Николаевич), в 2007 году к 70-летию драматурга у дома с панно открыт сквер имени Александра Вампилова[15].
  • В 1987 году в Иркутске на доме улица Дальневосточная, 57/А, в котором с 1967 по 1972 годы жил А. В. Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь[16].
  • C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского[17]. С 2001 года утвердилось современное наименование — Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова[18].
  • В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь[19].
  • Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.[20]
  • В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
  • В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова[21].
  • В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»)[22].
  • В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову[23].
  • В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова[24].
  • В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.
  • В 2018 году в прокат вышел первый художественный фильм об Александре Вампилове — «Облепиховое лето». Главную роль исполнил Андрей Мерзликин.

В 1976 году — по пьесе «Прощание в июне» был поставлен спектакль в Рижском ТЮЗе.

В 2016 году — по пьесе «Старший сын» был поставлен спектакль в Кировском драматическом театре. Режиссер — К. Солдатов.

В 2017 году — по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» поставлен спектакль в Молодежном Театре на Фонтанке.

  • 1983 — опера «Старший сын», композитор Геннадий Гладков, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко[26].
  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Энциклопедия Брокгауз
  3. ↑ Середкин А. Вспоминая Михаила Ворфоломеева / Литературная Россия № 38, 21.09.2001 Архивная копия от 7 сентября 2013 на Wayback Machine
  4. ↑ Бондаренко В. Черемховский подкидыш. (Нетрадиционное прочтение Вампилова.) Архивная копия от 23 сентября 2011 на Wayback Machine
  5. ↑ Румянцев, 2015, с. 52.
  6. ↑ Румянцев, 2015, с. 109.
  7. ↑ Румянцев, 2015, с. 137.
  8. ↑ Румянцев, 2015, с. 142.
  9. ↑ Румянцев, 2015, с. 208.
  10. ↑ ХОЛОДНЫЙ АВГУСТ 72-го
  11. ↑ Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: Изд-во «Энциклопедия», 2007. — Т. 3 Бруней — Винча. — 480 с.
  12. 1 2 3 Биография А. Вампилова Архивная копия от 15 марта 2016 на Wayback Machine
  13. ↑ https://iz.ru/663038/zoia-igumnova/nikolai-chindiaikin-nikto-ne-dumal-chto-vampilov-eto-nadolgo
  14. ↑ Имена иркутян на карте звёздного неба Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  15. ↑ Мемориальные доски и памятники Иркутска
  16. ↑ Мемориальные доски и памятники Иркутска
  17. ↑ Юбилейный Иркутск: праздновать так праздновать
  18. ↑ Неделя с Вампиловым / VII Фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова
  19. ↑ Мемориальные доски и памятники Иркутска
  20. ↑ Иркутский областной фонд А. Вампилова
  21. ↑ Информация Иркутского областного фонда А. Вампилова
  22. ↑ Памятник драматургам в Москве Архивная копия от 5 марта 2012 на Wayback Machine
  23. ↑ В Черемхово установили памятник сразу трём писателям ::Культура Вести-Иркутск / Новости Иркутска и Иркутской области Архивная копия от 22 августа 2013 на Wayback Machine
  24. ↑ Памятник Александру Вампилову поставили в посёлке Кутулик Иркутской области // KP.RU
  25. ↑ Корткометражный фильм «Свидание», 10 мин., студия «Artefact» и Театр православного прихода преподобного Сергия Радонежского, Иркутск, Архивная копия от 14 января 2012 на Wayback Machine
  26. ↑ Морозов Д. «Старший сын»: Премьера оперы Г. Гладкова // Муз. жизнь. — 1983. — 12. — С. 5.
  • Александр Валентинович Вампилов. Библиографический указатель // Составитель Елизарова Э., вступит ст. Сергеев М. Д. — Иркутск: Упрполиграфиздат, 1989. — 240 с. — 2.000 экз.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Лауреаты премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина. Рекомендательный библиографический указатель // Составитель Большакова В. — Иркутск: Упрполиграфиздат, 1985. — 64 с., фотографии. — 1.500 экз.
  • Набор открыток (16 шт.): Коробова Г. В., Солуянова Г. А., Коробов С. А.: «Поэзия есть и остаётся только на земле…» Памятные Вампиловские места// из-во Коробова, 2008
  • Семенова В. Вместе с бурями века. Краткий обзор имен и книг к 75-летию Иркутской писательской организации. — Иркутск: Иркутский писатель, 2007. — 64 с., фотографии. — 3.000 экз.
  • Румянцев А.Г. Вампилов. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 332 с. — ISBN 978-5-235-03812-7.

Книга Провинциальные анекдоты - читать онлайн. Автор: Вампилов Александр Валентинович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

ПОТАПОВ. Вы в командировке?

ВИКТОРИЯ. Я – нет. Я здесь одну ночь, завтра в общежитие уйду. Я на строительство приехала, на работу. А вы?

ПОТАПОВ. Я здесь в командировке. (Усаживается.)

ВИКТОРИЯ. Откуда вы?

ПОТАПОВ. Из Москвы.

ВИКТОРИЯ. Ладно, вы слушайте, а я буду читать. А дверь мы… (Подошла к двери, хотела ее запереть.)

Но дверь внезапно раскрылась, и на пороге возник Калошин.

КАЛОШИН (миролюбиво). Так. Хотели закрыться…

ВИКТОРИЯ. У него радио испортилось…

КАЛОШИН (многозначительно). Я понимаю…

ВИКТОРИЯ. Он футбол послушает и уйдет.

КАЛОШИН (игриво). Футбол, говорите?

ПОТАПОВ. Футбол, совершенно верно.

КАЛОШИН (весело). Футбол?

ВИКТОРИЯ. Ну конечно.

КАЛОШИН. Так, так. Значит, футбол?

ПОТАПОВ. Да футбол же. Неужели вы не понимаете?

КАЛОШИН. Я понимаю. Я все понимаю. Я, товарищи, уже не маленький.

ПОТАПОВ. То есть? Что вы этим хотите сказать?

КАЛОШИН. Да то. Сами понимаете что.

ПОТАПОВ. Да что именно?

КАЛОШИН. Да то, товарищи, что дураков вы здесь не ищите.

ПОТАПОВ. То есть?

ВИКТОРИЯ. Ну?.. Ну что скажете?

КАЛОШИН. А вы что скажете?.. Футбол?

ПОТАПОВ. Да, футбол.

КАЛОШИН. Ну вот, опять футбол… А закрываться для чего, разрешите вас спросить? Если футбол, то для чего тогда двери на ключ закрывать?

ВИКТОРИЯ. Я не могу… Да от вас закрылись, от вас! Чтоб не лезли здесь, не мешались…

КАЛОШИН (перебивает). «Не мешали»? Вот и я так думаю, чтоб не мешали. Кому же нравится, когда мешают?

ПОТАПОВ. Да вы… Да с вами просто нельзя разговаривать!

КАЛОШИН. Разговаривать со мной можно. Но вы, товарищи, разговаривать не умеете. К сожалению. (Официально.) Поэтому прошу вас в свой номер.

ПОТАПОВ. Хорошо. Я уйду, но…

ВИКТОРИЯ (перебивает). А вы не уходите. (Калошину.) Вы уходите. (Открывает дверь.) Пусть он уходит.

КАЛОШИН. То есть как?

ВИКТОРИЯ. Вот так. Уходите, и все. Как-нибудь без вас обойдемся. Здесь я хозяйка.

КАЛОШИН. Что?

ВИКТОРИЯ. Да ничего. Никто вас сюда не звал с вашими разговорчиками.

КАЛОШИН. Да вы что? Вы что, уважаемая, законов не знаете?

ВИКТОРИЯ. Не знаю.

КАЛОШИН, Не знаете? Так могу вам разъяснить.

ПОТАПОВ. Послушайте…

КАЛОШИН (перебивает). И вы не знаете? И вам могу разъяснить.

ВИКТОРИЯ. Ну?

КАЛОШИН. Вы зарегистрируйтесь сначала, а потом уж закрывайтесь. Потом – пожалуйста. Милости просим. Не знали? Допустим, что не знали. Будете знать. А сейчас прошу вас из женского номера.

ВИКТОРИЯ. Нет! Я не могу…

ПОТАПОВ. Хорошо. Я уйду. Но вы… вы извинитесь. Перед девушкой извинитесь.

КАЛОШИН. Это за что, интересно?

ПОТАПОВ. За оскорбление. Неужели вы не понимаете, что вы ее оскорбили?

КАЛОШИН (сердится). Во-первых, извиняться буду не я, во-вторых, извиняться будете вы и притом не перед ней, а перед вашей законной супругой. А пока прошу вас пройти в свой номер. По-хорошему.

Музыка в радиоприемнике умолкает. Включается стадион. Шум стадиона.

ПОТАПОВ. Нет, хватит! Теперь я отсюда не уйду.

ВИКТОРИЯ. Правильно.

КАЛОШИН. Уйдете.

ПОТАПОВ. Нет, не уйду. (Усаживается в кресло рядом с радиоприемником.)

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Итак, наш микрофон установлен, на стадионе «Динамо», где на кубок страны встречаются две столичные команды-«Спартак» и «Торпедо»…

КАЛОШИН. Это вы так думаете, что не уйдете, а на самом деле вы не только уйдете, но вполне еще и выскочить можете.

Шум стадиона.

ПОТАПОВ. Нет, не уйду. Делайте что хотите, зовите милицию, а я… Я буду слушать репортаж.

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. Первая половина матча, как вам известно, закончилась ничейным результатом и…

КАЛОШИН (подошел, выключил радиоприемник). Все.

ПОТАПОВ. Не мешайте, я вам не советую. (Включил радиоприемник.)

ГОЛОС КОММЕНТАТОРА. …нападение и защита…

Калошин выключил радиоприемник. Потапов включил. Калошин выключил радиоприемник и схватил Потапова за руку.

ПОТАПОВ. Не трогайте!

КАЛОШИН (тащит Потапова к двери). Добром не хотите… Слов не понимаете…

ПОТАПОВ. Не смейте. (Упирается.)

ВИКТОРИЯ (помогает Потапову). Не имеете права!

ПОТАПОВ. Отпустите!

Возня у двери, в результате которой Калошин взашей выталкивает Потапова за дверь. Стоят друг против друга, один по ту сторону порога, другой – по эту. Оба тяжело дышат.

КАЛОШИН. Предупреждал?.. Предупреждал…

ПОТАПОВ. Вы мне за это ответите!

ВИКТОРИЯ. Вы ответите!

ПОТАПОВ. Даю вам слово, так я это не оставлю.

КАЛОШИН. Давай, давай…

ПОТАПОВ. Вы меня попомните…

ВИКТОРИЯ. Попомните!

ПОТАПОВ. Я вам обещаю. (Уходит.)

КАЛОШИН. Давай, давай… Видали мы таких… донжуанов…

ВИКТОРИЯ. Уходите.

КАЛОШИН. Да погоди ты… (Идет к креслу, уселся.) Уф…

ВИКТОРИЯ (с презрением). Что, притомились?

КАЛОШИН. А ты думала…

ВИКТОРИЯ. Довольны?.. Эх, вы, пожилой, можно сказать, человек…

КАЛОШИН. Так вот и зарабатываешь свой хлеб…

ВИКТОРИЯ. Как только не стыдно…

КАЛОШИН. Досталась мне работенка. Вот уж действительно – наградили меня должностью. С этажа на этаж – целый день, целый день! Да еще со скандалами… Нет, ты скажи мне, скажи, ну как с вашим братом, с приезжим, работать? Как? С вами по-хорошему – вы не понимаете, начинаешь с вами по закону – вы в бутылку. Ведь он мне руку чуть не выставил.

ВИКТОРИЯ. А вы? Как вы его толкнули?

КАЛОШИН. Пусть знает.

ВИКТОРИЯ. А если бы он об стенку ударился?

КАЛОШИН. Ничего бы ему не сделалось. Почесался бы, и дальше. Невелик барин.

ВИКТОРИЯ. Откуда вы знаете?

КАЛОШИН. Вижу. Тут вашего брата пятьсот человек, если каждый будет свою амбицию показывать, что же такое получится?.. Ну чего он взъерепенился? Разве нельзя было по-хорошему? Он что, не знает, как это делается?

ВИКТОРИЯ. Что делается?

КАЛОШИН. Ну тебе еще, скажем, простительно, по малолетству, а он-то о чем думал?

ВИКТОРИЯ. Вы сами виноваты. Чушь всякую стали городить. Он вас не трогал. Он только что болельщик, а так человек воспитанный, из Москвы приехал…

КАЛОШИН (живо). Откуда?

ВИКТОРИЯ. Из Москвы.

КАЛОШИН (тень сомнения). То есть как – из Москвы?

ВИКТОРИЯ. Да так, что из Москвы… А что? Струсили?

КАЛОШИН. Ерунда… Подумаешь, из Москвы. И в Москве шантрапы хватает.

ВИКТОРИЯ. А если он начальник, тогда как?

КАЛОШИН. Да ты что, не знаешь его, что ли?

ВИКТОРИЯ. Конечно, нет.

КАЛОШИН. Не врешь?

ВИКТОРИЯ. Говорю вам, не знаю. (Злорадно.) А вдруг начальник?

КАЛОШИН. Он?.. Ерунда. Учителишка или около того.

ВИКТОРИЯ. А вдруг?

КАЛОШИН (забеспокоился). Чего «вдруг»? Какое «вдруг»? Вельветовый пиджачок, галстучек барахольный – видать птицу по полету.

ВИКТОРИЯ. По одежке, значит, встречаете?

КАЛОШИН. А ты думала? На этой работе глаз – первое дело. Если бегать каждому в анкету заглядывать – без ног останешься.

ВИКТОРИЯ. А что – одежда? Есть большие люди, а одеваются скромно, и мне кажется…

КАЛОШИН (поднялся). Крестись, если кажется. А мне голову не морочь. (Подходит к телефону, набирает номер.) Я устал, меня там, поди, уже жена ищет… Кажется ей… Положил трубку, набирает номер снова.) Нет, не в добрый час я связался с гостиницей, не в добрый час. Предлагали же мне спокойную работу, так нет же, погнался я за дурными деньгами… (В трубку.) Регистратура?.. Администратор говорит… Посмотрите там, кто у нас проживает в двести одиннадцатом номере… Двести одиннадцать. Потапов?.. Кто он такой, откуда?.. Из Москвы?.. А кто таков?.. Как, как?.. Метранпаж?.. Это что такое?.. (Отвлекся от телефона, Виктории.) Что такое метранпаж?

Открытый урок по пьесе А. Вампилова на тему: "Провинциальные анекдоты"

Цели:

  1. Познакомить с творчеством А. Вампилова.
  2. Выяснить идейную направленность пьес А. Вампилова.

Предварительно ребята получают задание прочитать пьесу Вампилова “Провинциальные анекдоты” и приготовить сообщение по биографии драматурга.

Оборудование:

  • портрет А. Вампилова.
  • выставка пьес.

Самое выразительное, самое
Зажигающее слово со сцены —
Это слово правды жизни,
Правды человеческих чувств.

В. Розов

Ход урока

Вопрос:

Какая роль отводится А. Н. Островскому в развитии русского театра?

Ответ:

В 40-60-е годы театр существовал, но был беден его репертуар (водевили, мелодрамы, легкие пьесы), поэтому ни о какой прогрессивной роли театра нельзя было говорить. Очень редко, с изменениями, пройдя двойную цензуру, шли пьесы Гоголя Н. В., А. С. Грибоедова, Фонвизина. Но этого было недостаточно, чтобы действовать на умы и сердца молодых. Пьесы Островского, появившись на сцене, буквально всех потрясли. Они были необычны, правдивы. Вспомним пьесу “Гроза”. Это картина русской жизни. Так с приходом Островского появился русский национальный театр. И современные русские театры продолжают лучшие традиции театра А. Н. Островского, ставя пьесы А. Вампилова, М. Рощина, В. Розова, Алексея Арбузова (см. на эпиграф: почему именно эти слова?).

  • Что объединяет пьесы А. Вампилова и А. Островского?

а) Они (пьесы Островского) остроконфликтны, в пьесах Вампилова тоже есть конфликт, но он скрытый. Нам и предстоит его увидеть.

  • Как читать пьесы А. Островского? А. Вампилова? Почему?

а) Пьесы Вампилова нам ближе.

Прежде чем начать разговор о Вампилове, надо несколько слов сказать об Иркутской писательской организации, в которую входил драматург. Это одна из самых талантливых организаций. В нее входили В. Распутин, В. Шугаев, М. Сергеев, С. Иоффе, П. Реутский. Она была сплоченной и единой. А. Вампилов был ее душой, цементирующей силой.

  • Сообщение по биографии А. Вампилова (ребята).

(Биография очень короткая. Родился 19 августа 1937 г. в п. Кутулик Иркутской обл. в семье учителя. Отец рано умер. 1955 г. — студент иркутского университета. В студенческие годы его охотно печатали в областной молодежной газете “Советская молодежь”. 1961 г. — выпустил сборник юмористических рассказов течение обстоятельств”, затем начал писать одноактные пьесы. 1962 г.— поездка в Москву на семинар драматургов одноактных пьес, где была представлена пьеса “Двадцать минут с ангелом”.

1965 г. — принят в Союз писателей СССР. “Прощание в июне” — первая многоактная пьеса. Его пьесы с трудом находили дорогу на сцену. Начали их ставить, к сожалению, уже после его смерти. Главное его признание и слова — посмертные. Он не дожил до того дня, когда стал одним из самых репертуарных драматургов в театрах нашей страны, когда его пьесы стали ставить во многих театрах мира (1978 г. “Утиная охота” В Вашингтоне”).

Он утонул 17 августа 1972 г. в Байкале. Лодка, в которой он плыл, перевернулась, натолкнувшись на сплавное бревно. Но остались пьесы — пьесы являющиеся острым оружием в борьбе за человека, значит остался и он, любящий людей, верящий в добро. Интересен факт из биографии Вампилова: он страшно не любил тех, кто торгует цветами, по его мнению, они торгуют добром и красотой, а их надо дарить людям.

А преимущество драматурга над остальными в том, что он раньше других увидел недостатки в обществе (пьянство, бездуховность, взяточничество) и открыто об этом говорил.

“Все лучшие знаменитые писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше, ни меньше — только правду. В двадцатом веке этого достаточно для того, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной: “Говорите правду, и вы будете оригинальны”, — говорил Вампилов.

В. Г. Распутин сказал О. А. Вампилове и его творчестве замечательные слова: “Главный вопрос, который постоянно задевает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты преодолеть невозможное, превозмочь все то лживое, и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях”?

Петр Реутский на гибель А. Вампилова написал 23 сентября 1972 г. такое стихотворение:

Вспоминайте меня весело

Вспоминайте меня весело
Словом так, каким я был
Что ты, ива, ветви свесила?
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила
Много песен дорогих,
Только ветра песни полные
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости,
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…

Слово учителя: (слова В. Распутина).

“Более 100 лет прошло после “Грозы” А. Н. Островского, героиня которой бунтом и гибелью добившись свободы, явили собой “луч свете в темном царстве”. Для человека 100 лет — небольшой срок, но уже сегоджня мы вынуждены говорить о новом неудобстве, в котором очутился человек: освободив один бок, он придавил другой. Духовная бедность исказила назначение жизни.

Как все изменилось со времен Катерины: темное царство превратилось в царство свободы, но куда исчезла духовность, почему на первом месте материальное благополучие”? Первая большая пьеса А. Вампилова “Прощание в июне” начинает тему, которая в общем виде звучит так: победит ли живая душа рутину жизни?

  • Говоря о пьесах А. Вампилова, можно составить такой словарь: душевность, открытость, сосредоточенность, бескорыстие, целеустремленность.
  • Объяснить лексическое значение слова “бескорыстие”.
  • Беседе по пьесе “Двадцать минут с ангелом” 1962 г.
  1. Кратко пересказать сюжет (какой случай лежит в основе).
  2. Почему такая реакция на поступок Хомутова?
  3. Прочитать сцену разговора c Хомутовым.
  4. Что произошло в сознании людей? (бескорыстие=сумасшествию).
  5. Когда все успокаиваются? (Когда Хомутов рассказывает, почему решил дать деньги).
  6. Зачитать последнюю сцену.
  7. Объясните название пьесы?

(Дать возможность высказаться ребятам о том, что хотел показать драматург этой пьесой).

  • Слово учителя: в ней А. Вампилов показал, к чему в своей конечной логике может привести процесс начавшегося нравственного разложения. В этой пьесе “Прощание в июне” Золотуев не верил, что не будет взяток, так и постояльцы “Тайги” не могут себе представить, чтобы кто-то просто так, “за здорово живешь” отдал свои деньги нуждающемуся в них человеку. А ведь это нормально. А если бы Хомутов прошел мимо — всем это было бы понятно.
  • Актуальна ли эта проблема сегодня? (привести примеры из жизни)

Вторая пьеса “История с метранпажем”.

Словарь “метранпаж (работник типографии, старший наборщик).

  1. Сюжет пьесы.
  2. Какие метаморфозы происходят с Калошиным? С чем это связано?
  3. Как данный случай характеризует человека, взаимоотношение в нашем обществе?
  4. Что хотел добиться Вампилов, создавая пьесу? Какую сторону человеческих отношений хотел затронуть? (не должность — а человек!)
  • О чем заставил задуматься Вампилов?

Заключение (слово учителя)

О Вампилове поэт Ан. Передреев сказал: “…. Он был один из тех людей, которые старались не взять что-то от жизни, а — дать”. И это верно.

Театр Вампилова — это проповедь добра, открытое добродетельное чувство к залу, нравственное созидание.

Доверенные герои Вампилова выживают в тех условиях, когда их унижают, гнут, а они не гнутся, а вновь распрямляются. Они — это источник света, неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно.


Смотрите также