Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Кто придумывает анекдоты


Кто придумывает анекдоты

Анекдоты — это народное творчество. Сейчас они рождаются, как правило, в Интернете, а не на кухнях, как раньше. Например, как только Путин объявил об окончании операции в Сирии, появился анекдот: «Россия войска из Сирии вывела, но Асадочек остался».

Возможно, какой-то пользователь соцсети написал эту шутку на своей странице, а остальные её подхватили. Пока анекдот ещё способен выйти из Интернета, чтобы его начали рассказывать бабушки на скамейках, но это ненадолго. Молодёжь не очень-то признаёт сам жанр анекдота. Они не запоминают их и очень редко друг другу пересказывают. Вместо текста они предпочитают юмористические картинки или видео.

Бывает, что анекдоты приписывают известным юмористам — скажем, Жванецкому. Но это лишь капля в море. На самом деле никто не придумывает их специально. Среди сотен миллионов высказываний людей попадаются жемчужины, которые становятся анекдотами и их авторство быстро теряется.

Есть два ответа на этот вопрос. Оба правильные, и в то же время оба неправильные.

Ответ первый. У анекдотов нет конкретных авторов. Их сочиняет народ.

На самом деле это не совсем так. Сколько Вы лично сочинили анекдотов за последний год? А сколько прослушали и сколько рассказали? То-то же!

Вот и с другими людьми так же, что и с Вами. Народ — не столько сочинитель анекдотов, сколько их слушатель и рассказчик. То есть передатчик. Правда, передатчик не простой, а осуществляющий селекцию и улучшение передаваемой информации. Ведь дурацкий анекдот Вы другу не расскажете. А не смешной анекдот сам вылетит у Вас из памяти. Рассказывая же иной анекдот, Вы его совсем немного измените, чтобы сделать смешнее. Таким образом, слушая и рассказывая анекдоты, мы все исполняем ту же роль, которую в живой природе осуществляет естественный отбор: отбраковываем остроты непригодные к выживанию в наших умах, а те, что пригодны к «жизни», распространяем дальше. Так возникают «народные» анекдоты.

Теперь второй ответ на вопрос о том, кто сочиняет анекдоты, прямо противоположный первому. Анекдоты сочиняли и сочиняют специальные люди в органах госбезопасности (от ЧК до ФСБ включительно). Для чего? Для того чтобы потом ловить на эти анекдоты, как на живца, рассказчиков, да и слушателей тоже. По этому поводу даже анекдот можно припомнить.

Армянское радио спрашивают:

— Кто у Вас там сидит и анекдоты сочиняет?

— Кто сочиняет, тот и сидит.

Другой вариант этого же ответа: анекдоты сочиняют специальные люди в западных спецслужбах для того, чтобы распространять клевету про наше славное царство-государство.

Оба варианта верны, и тоже, скорее всего, отчасти. Имеется ли в службах госбезопасности «спецподразделение» по внедрению в общественное сознание анекдотов, знают только те, кто в этом «спецподразделении» работает. Но они об этом не скажут.

Вполне возможно, что такое подразделение имеется. Не знаю, чем эти веселые ребята занимались во времена Ежова и Берии, но во времена Андропова и Чебрикова их деятельность уже не носила так сказать «наступательного», провокативного, характера. В «застойные» времена, насколько мне известно, за анекдоты не сажали. А вот «оборонительную» задачу анекдоты выполняли вполне успешно. Именно благодаря анекдотам про Брежнева в народном сознании вылепился образ генсека в виде немного беспомощного, но, в общем-то, мирного старичка, который даже словосочетания «социалистические страны» выговорить-то не может, все получаются «сосиски сраные» и который упрямо называет Маргарет Тэтчер Индирой Ганди потому, что в бумажке ему так написали. Грех на такого сердиться!

Приемчик этот срабатывал. Насколько я знаю, даже самые отчаянные сидельцы тех времен лично к Леониду Ильичу никакой ненависти не испытывали. Разве что жалость и презрение.

А за рубежом… По воспоминаниям некоторых славных советских контрразведчиков (а ныне не менее славных российских писателей) сочинением антисоветских анекдотов занимался на специальных собраниях весь творческий коллектив радиостанции «Свобода». Что днем придумают, вечером в эфир подают. Опять же, почему бы и этому не оказаться правдой? Имена в том творческом коллективе были славные: Войнович, Довлатов, Аксенов. Эти смогут, как говорилось в одном из анекдотов про Вовочку.

Тем более, что создание анекдота — работа для писателя, и работа нелегкая. Ведь в анекдоте, во-первых, обязательно должен быть сюжет. А во-вторых, на протяжении одной-двух фраз этот сюжет должен повернуться к слушателю совершенно неожиданной, парадоксальной стороной. Именно эта неожиданность вызывает смех и делает анекдот хорошим. В принципе, из любого классического произведения может получиться анекдот.

Что, не верите? Тогда, навскидку, анекдот по мотивам знаменитого романа Ф.М.Достоевского.

— Что же это Вы, господин Раскольников, за рубль старушку убили?

— Да это как посмотреть, господин следователь. Одна старушка — всего рубль, а десять — уж червонец!

Ну, а анекдоты про Наташу Ростову, Андрея Болконского и поручика Ржевского я рассказывать не буду. Много их. Правда, душка-поручик к героям «Войны и мира», из «Гусарской баллады» подселился, но это неважно.

Хотите попрактиковаться в сочинении анекдотов? Тогда возьмите любое классическое произведение, которое учили в школе, скажем, «Му-му», перескажите его сюжет, найдите в этом сюжете поворотную точку и поверните в этой точке в неожиданную сторону. Если получится, поздравляю. Вы можете стать автором анекдотов. И даже зарабатывать этим деньги. Например, поэт Александр Ипатов много лет ведет в газете «Вечерний Северодвинск» еженедельную страницу юмора. Анекдоты для своей страницы он не берет с Интернет-сайтов, а сочиняет сам. В течение всех этих лет на его полосе всегда были оригинальные анекдоты!

Кстати, тот жанр, в котором Вы попробовали себя, сотворивши анекдот, имеет в литературоведении вполне научное название, «постмодернизм». Один из приемов постмодернизма — игра с общеизвестными сюжетами, их перекройка на новый, пародийный, лад.

Я почти не сомневаюсь, что серьезные люди из серьезных спецслужб занимались анекдотами. Ведь анекдот — это частный случай так называемого «мема», единицы культурной информации, распространяемой в общественном сознании. «Жизнь» мемов изучает специальная наука, меметика. Эта наука упоминалась в статье «Что такое расхожее мнение» от 11.08.2013. Меметика, среди прочего, позволяет управлять идеями, мнениями и даже сплетнями, циркулирующими в обществе. Знание стратегическое, не правда ли?

Никогда не задумывались — кто сочиняет анекдоты? Мне всегда автор анекдотов представлялся этаким угрюмым небритым нечесанным мужиком, который всю ночь проводит за клавиатурой и обязательно с ящиком пива. К утру он собирает ворох бумажек, запихивает их в рюкзак и тащит в какую нибудь редакцию. Но на самом деле все оказалось проще.

Дело было в августе. Наташка уже второй раз позвонила на мобильник. Я сказала, что буду через пять минут, и тут же нажала на газ. На набережной неожиданно послышался зловещий скрежет по днищу, машина заглохла и остановилась. Я, как учили, включила аварийку и вышла посмотреть. На первый взгляд все было на месте: ну я имею ввиду колеса, кузов, ничего не дымилось. Сзади метрах в десяти остановилась белая девятка, из нее вышла девушка и направилась ко мне.

— Ужас! Я все видела! — взволнованно сказала она.
— ???
— У вас что-то оторвалось, — и она указала рукой на это что-то.

Примерно посередине между нашими машинами лежало нечто железное. Мы подошли и посмотрели — железяка была довольно увесистой, примерно полметра в длину, и наверняка выполняла очень важную роль в машине, так как была вся перемазана какой-то черной гадостью. Ехать дальше нечего было и думать.

— Девушка, милая, дотащите меня до сервиса, до первого который попадется! — взмолилась я.
— Конечно, конечно, — с готовностью ответила она.

Все-таки есть женская солидарность подумалось мне.

Я достала старую футболку, бережно обернула это нечто и мы в четыре руки, как в известном цирковом номере Никулина, весело, с улыбочкой, дотащили его до моего багажника.

На сервисе ко мне вышел парень в синем комбинезоне и, на ходу, вытирая руки, поинтересовался, чем он может помочь.

— Вот! — я открыла багажник.

Он заглянул внутрь и… прекратил вытирать руки… Потом пристально посмотрел на меня.

— А вы уверены, что это из вас выпало, ну то есть из вашей машины?
- Вы что издеваетесь? Так громыхнуло и к тому же девушка видела, как оно выпало!
- А-а! Девушка видела. Тогда да. Пойду мастера смены позову…

- Зовите Кузьмича! — вынес свой вердикт мастер.

«Ну, все», — подумалось мне. — «Если уже Кузьмича зовут, с Наташкой я сегодня не встречусь».

Постепенно работа на сервисе замерла, все собрались около моей машины. Каждый подходивший живо интересовался, как это произошло. Похоже, сложный случай.

— Когда я смогу забрать машину? — безнадежно поинтересовалась я.
— Да, прям сейчас и забирайте!
- ???
Вы слышали как гогочет стая гусей? А как ржет целый табун жеребцов? Нет. А мне довелось. В тот день на этом сервисе работать никто не смог. Штука, которую мы с таким трудом затащили в багажник, оказалась то ли крестовиной от трактора, то ли распредвалом от Камаза, за который я зацепилась глушителем.

Вам еще интересно, кто сочиняет анекдоты? А я теперь точно знаю — за каждым стоит чья то житейская история. Думаю и этот анекдот вы уже слышали. Он конечно оброс всякими невероятными подробностями. Но самое смешное, что это правда. Вот так-то!

Кто придумывает анекдоты

Мы любим анекдоты. Они смешат нас, поднимают настроение, а иногда и самооценку. В них обыгрываются комичные ситуации, их героями становятся все - от жителей Крайнего Севера до правителей государств. Кто же их придумывает? Будем разбираться…

Что такое "анекдот"

Жанр анекдота в том виде, который привычен нам, был сформирован только в XX веке. До этого анекдотом называлась короткая история, малый жанр мемуарной прозы, в котором писатель вспоминал какой с ним "случился анекдот". К современному анекдоту этот жанр имеет лишь опосредованное отношение.

Параллельно с литературным анекдотом шло развитие анекдотов фольклорных. Их хронология осложнена тем, что анекдот - жанр устный, его письменная фиксация до середины ХХ века была скорее исключением, чем правилом.

Однако ученым удалось найти несколько древних анекдотов. Доцент университета Уолверхэмптон Пол Макдональд в публикации в журнале The Daily Mirror привел примеры анекдотов, написанных ещё до нашей эры. По ним видно, что чувство юмора хотя и претерпело изменения за века, однако несущественно. Приведем только два:

"Как развлечь скучающего фараона? Посадите в лодку девушек в рыбацких сетях вместо одежды, отправьте лодку вниз по Нилу и уговорите фараона сходить на рыбалку (Впервые записано иероглифами в 1600 году до н.э. в "Уэсткарском папирусе").

"Слепая на один глаз женщина вышла замуж и прожила с мужем 20 лет. Потом муж нашел себе другую, а жене сказал: "Я с тобой разведусь, потому что о тебе говорят, что один глаз у тебя не видит". На это она спросила: "Ты это обнаружил только что, через 20 лет после свадьбы?" (Впервые встречается в письме на папирусе египетскими иероглифами от 1100 года до н.э.).

Рождение анекдотов "новой формации"

Самым очевидным ответом на вопрос "Кто придумывает анекдоты?" будет такой: народ. Действительно, анекдот несет в себе характерные признаки устного творчества, такой, например, как сквозные сюжеты, в которых ситуация в целом остается идентичной, меняются только персонажи.

Анекдот как жанр получил стремительное развитие уже после революции, и это было вполне обоснованно. Большие массы народа стали перемещаться в города, анекдоты "новой формации" включали в себя черты таких жанров как прибаутка, литературный анекдот, байка, сказка, притча.

Стремление к унификации политического быта, характерное для первых лет советской власти, приводило к тому, что народ, до революции имеющий к политической жизни только опосредованное отношение, почувствовал себя её участником. Именно с политических анекдотов началась жизнь русского анекдота в том значении, к которому привыкли мы.

Характерно, что до конца 20-х годов анекдоты на политические темы не были запрещены и имели свободное хождение, однако уже в 1929 году в дневнике одного москвича был зафиксирован слух о том, что ГПУ начало преследование за политические анекдоты. Рассказчика анекдота вполне могли посадить за решетку по 58 статье, за "агитацию, направленную на свержение советской власти".

Острословы или те, кто просто пересказывал анекдоты, с этого времени стали осторожнее - в 30-е годы анекдоты практически не записываются. Тем не менее, они живут.

Из кино - в анекдоты

Что общего между самыми популярными героями советских анекдотов Василий Иванычем и Штирлицом? Эти герои пришли в фольклор из кинолент. Фильм братьев Васильевых, вышедший на экраны в 1934 году, стал настоящим блокбастером. На него шли семьями, смотрели по несколько раз, дети стали играть в Чапаева.

До выхода на экраны этого фильма советское кино апеллировало к народным массам, здесь же сюжет был основан на биографии одного героя. В Советском Союзе развился настоящий культ Чапаева, народный герой настолько "ушел в народ", что стал героем анекдотов.

Штирлиц также пришел в анекдоты прямиком из фильма "Семнадцать мгновений весны", вышедшем на экраны в 1973 году. Его популярность также была сверхъестественной для советского кинематографа. Немецкий журналист, Ангемальнс, писал: "Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты".

Спецификой юмора, в котором Штирлиц выступает в качестве главного героя, является огромное количество придуманных каламбуров по типу "Штирлиц стрелял в слепую. Слепая упала", "Штирлиц бил наверняка. Наверняк отбивался как мог. А Мог был крепким парнем". Это не удивительно, поскольку многослойный юмор каламбура отражает саму специфику службы разведчика.

Интересно то, что русском фольклоре образы Чапаева и Штирлица даже пересекаются. Два "супермена" советского кино в этом цикле анекдотов ставятся в гипотетическую затруднительную ситуацию.

"Штирлиц и Василий Иванович попали в плен к немцам. Их бросили в камеру. Сначала пришли за Чапаевым, потребовали сказать военную тайну. Били-били, но он молчал. Тогда его притащили обратно в камеру. Штирлиц увидел его и ужаснулся. А Василий Иванович говорит: "Я же просил: давай запишем! А ты все свое: запомним, запомним!"

Авторский анекдот

Понятно, что у каждого анекдота так или иначе есть автор, но если с "народными" анекдотами установить авторство обычно не представляется возможным, то с анекдотами авторскими это реально. Известно, что многие анекдоты придумывали советские и российские юмористы, журналисты и карикатуристы.

Самой же легендарной личностью советского авторского анекдота остается политический деятель и журналист Карл Радек. Он был известным острословом. Анжелика Балабанова писала о нем: "Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности".
Радеку приписывали огромное количество анекдотов и в 20-е, и в 30-е, и даже в 40-е годы XX века. Он и сам стал героем анекдотов. Вот только два:

"Беседуют Радек и Сталин.
Радек:
— Очень странный у нас с вами логический спор:
я вам посылку, вы мне следствие,
я вам довод, вы мне заключение,
я вам цитату, вы мне ссылку".

"В тюрьме в 30-е годы Радеку пришлось заполнять анкету. Когда дошла очередь до графы «Чем вы занимались до революции», он вписал: «Сидел и ждал».
Следующим шел вопрос: «Чем занимались после революции»,
— «Дождался и сел», — написал Радек.

Анекдот как маркер

Анекдоты были и остаются одним из самых точных маркеров отношения людей к окружающей действительности. Они фиксируют изменения практически мгновенно. Так, коллективизация, освоение Крайнего Севера, а позже - выход фильма "Хозяин Чукотки" породили в СССР цикл анекдотов про чукчей. В перестроечные годы имели хождение анекдоты про "новых русских".

Большой пласт анекдотов носит политическую окраску. Героями анекдотов были все генеральные секретари СССР и правители России. Не меньше анекдотов по всем у миру посвящено национальной тематике. При этом фабула их практически идентична, различаются только народы. Англичане рассказывают анекдоты про ирландцев и шотландец, французы - о бельгийцах, в Греции в ходу анекдоты о понтийцах, которые для греков те же чукчи.

 

 

 

 

 


link

Кто придумывает анекдоты

Анекдоты — это этническое творчество. В настоящий момент они рождаются, в основном, во всемирной сети, а не в кухонных комнатах, как до этого времени. Кстати, если вы хотите почитать интересные анекдоты переходите на сайт https://nekdo.ru. К примеру, как только Путин объявил о завершении операции в Сирии, возник анекдот: «Российская Федерация войска из Сирии вывела, но Асадочек остался».

Возможно, какой-то клиент социальные сети написал эту шутку на собственной странице, а прочие её подхватили. Пока анекдот ещё способен выйти из Интернета, чтобы его начали рассказывать бабушки на скамейках, однако это на какое-то время. Молодёжь не очень-то признаёт сам жанр смешного рассказа. Они не запоминают их и чрезвычайно редко друг дружке пересказывают. Заместь текста они любят юмористические картинки или видео.

Бывает, что анекдоты присваивают знаменитым юмористам — скажем, Жванецкому. Однако это только капля в море. В действительности никто не выдумывает их специально. Среди сотен миллионов высказываний людей попадаются жемчужины, которые становятся смешными рассказами и их авторство быстро теряется.

Существует два ответа на данный вопрос. Оба правильные, и одновременно оба неправильные.

Ответ первый. У смешных рассказов нет определенных авторов. Их сочиняет народ.

В действительности это абсолютно не так. Сколько Вы персонально сочинили смешных рассказов за последний год? А сколько прослушали и сколько рассказали? То-то же!

Вот и с другими людьми также, что и с Вами. Народ — не столько сочинитель смешных рассказов, сколько их слушатель и рассказчик. Другими словами передатчик. Правда, передатчик не примитивный, а осуществляющий селекцию и улучшение передаваемой информации. Ведь идиотский анекдот Вы другу не расскажете. А не смешной рассказ сам вылетит у Вас из памяти. Говоря же иной анекдот, Вы его очень мало поменяйте, чтобы выполнить забавнее. Аналогичным образом, слушая и говоря анекдоты, мы все исполняем такую же большую роль, которую в живой природе выполняет натуральный отбор: отбраковываем остроты неподходящие к выживанию в наших умах, а те, что годятся к «жизни», распространяем дальше. Так появляются «народные» анекдоты.

Сейчас второй ответ на вопрос про то, кто сочиняет анекдоты, прямо противоположный первому. Анекдоты сочиняли и сочиняют специализированные люди в органах госбезопасности (от ЧК до ФСБ включительно). Для чего? Для того чтобы после ловить на эти анекдоты, как на живца, рассказчиков, да и слушателей тоже. По данному поводу даже анекдот можно вспомнить.

Армянское радио спрашивают:

— Кто у Вас там сидит и анекдоты сочиняет?

— Кто сочиняет, тот и сидит.

Иной вариант этого же ответа: анекдоты сочиняют специализированные люди в западных разведслужбах для того, чтобы раздавать клевету про наше замечательное царство-государство.

Два варианта верны, и тоже, быстрее всего, частично. Есть ли в службах госбезопасности «подразделение» по внедрению в социальное понимание смешных рассказов, знают только те, кто в этом «спецподразделении» работает. Однако они об этом не скажут.

Вполне может быть так, что такое подразделение есть. Не знаю, чем эти веселые ребята занимались во время Ежова и Берии, но во время Андропова и Чебрикова их деятельность уже не носила так сказать «наступательного», провокативного, характера. В «застоявшиеся» времена, насколько мне известно, за анекдоты не сажали. А вот «оборонительную» задачу анекдоты делали вполне удачно. Именно благодаря смешным рассказам про Брежнева в народном сознании вылепился образ генерального секретаря в виде немного беспомощного, однако, в общем то, мирного старичка, который даже словосочетания «социалистические страны» выговорить-то не может, все получаются «сосиски сраные» и который упрямо называет Маргарет Тэтчер Индирой Ганди благодаря тому, что в бумажке ему так написали. Грех на подобного злиться!
https://www.inpearls.ru/

Кто же все-таки сочиняет анекдоты?

На этот вопрос вам не ответит никто: автор анекдотов всегда — народ. Зато по их героям, сюжетам, по тому, кто и в какой обстановке их рассказывает, можно многое сказать о ментальности народа, его проблемах и радостях. "Правда.Ру" — об анекдотических образах тещи и блондинки, а также о том, откуда взялись анекдоты про Вовочку и "новых русских".

Фото: AP

Само слово "анекдот" пришло к нам в конце XVIII — начале XIX века из французского языка. Анекдотом в России изначально назвалась курьезная история, байка из жизни реально существующего лица, обычно известного исторического персонажа или просто известного человека. В то время рассказывать анекдоты было традицией аристократов — способом придать остроту и живость светской беседе. Впрочем, очень скоро анекдот перекочевал к мещанам и крестьянам, где он сделался заметно короче и приобрел некоторую народную грубость, "перчинку".

Потом пришла советская власть, у которой, как известно, с чувством юмора были проблемы. "Любой анекдот воспринимался как хотя бы частично антисоветский", — цитирует "Русский Репортер" старшего научного сотрудника Института русского языка РАН Елену Шмелеву, много лет занимавшуюся теорией анекдота.

"Даже если это был анекдот про супружескую измену, все равно он нарушал официальные стереотипы — образцовой советской семьи", — говорит она.

Получалось, что рассказать анекдот, политический или даже бытовой, в то время означало рискнуть, совершить маленький акт протеста. Наверное, именно с тех пор пошла традиция рассказывать анекдоты для установления контакта, дружелюбной атмосферы: я рассказываю тебе анекдот, значит — доверяю.

Читайте также: В III Рейхе тоже рассказывали политические анекдоты

Во время перестройки и после нее, наоборот, анекдот вошел в повседневность как часть культуры, его стали цитировать наравне с классиками. Появилось множество радио- и телешоу, построенных на целой череде коротких шуток. Даже дружескую беседу теперь принято вести так, что порой непонятно — шутит собеседник или говорит всерьез.

Фото: AP

Член Союза писателей, автор полутора десятков стихотворных сборников и документальных фильмов, поэт Александр Ипатов из Архангельской области много лет ведет в газете "Вечерний Северодвинск" еженедельную юмористическую страницу. За много лет анекдоты на его полосе ни разу не повторялись! По признанию Александра, зачастую для наполнения раздела (а это полновесная газетная полоса) приходится самому сочинять.

Как ни удивительно, но появление Интернет мало помогло смехотворному эксклюзиву. Вроде бы мировая сеть изобилует сайтами анекдотов и смешных историй- но нет, чаще всего одни и те же хохмы кочуют с ресурса на ресурс.

"Анекдоты сочиняет коллективный разум, а не конкретный человек! — поясняет Александр Васильевич. -Сами посудите: что-то смешное может прийти в голову сразу нескольким людям (так чаще всего и бывает). И кого потом автором считать? Анекдот — слишком "микроскопический" жанр, чтобы искать авторов… К примеру, жил в советские времена известный международный общественный деятель Агостиньо Нетто. За права развивающихся стран боролся. Мы с друзьями однажды сидим на кухне, как вдруг в программе "Время" объявляют: умер он, аккурат во время визита в СССР. Конечно, жалко… А утром мне уже рассказывают по телефону короткий "поминальный" анекдот: "Приехал Нетто, уехал брутто…"

Кто же еще, кроме видных политических деятелей и известных персон, может стать героем анекдота? Проанализируем кратко самых любимых персонажей.

Блондинки. В анекдотах блондинки -в некотором смысле пародия на стереотипный образ женщины: хорошенькая, капризная, сексуальная, недалекая… Вряд ли можно обвинить создателей таких анекдотов в неполиткорректности: достаточно посмотреть, с каким удовольствием женщины (в том числе белокурые) смеются над анекдотами про самих себя. А может быть, они сами их и придумывают?…

Гаишники. Народ выбирает представителя какой-либо профессии, столкновение с которым чаще всего предвещает неприятности, материальные убытки или просто действует на нервы. В советские времена это были сантехники, после перестройки их сменили сотрудники госавтоинспекции.

Образ "социального" врага выполняет психотерапевтическую функцию: если неприятностей нельзя избежать в реальной жизни, то можно хотя бы посмеяться над ними. Возможно, в будущем место сотрудников ДПС в анекдотах займут налоговые инспекторы и риэлторы.

Читайте также: Анекдоты про ГАИ сочиняют проштрафившиеся

Вовочка. Говорят, что первые анекдоты про Вовочку появились после революции. Видимо, в насмешку над пасторальным образом "маленького Ильича", который старательно культивировали в детской литературе.

Создатели анекдота превратили Вовочку в жизнерадостного, циничного и одновременно наивного ребенка, который все время смущает и ставит в тупик любых моралистов — будь то родители, школьные учителя или детсадовская воспитательница. Образ Вовочки остается неизменным на протяжении десятилетий — меняется лишь обстановка. Если раньше этот веселый герой мог вогнать в краску пионервожатую, то теперь он лазит по сайтам "для взрослых" и издевается над представителями сексуальных меньшинств.

Фото: AP

"Новые русские". Анекдотическим прообразом "новых русских", говорят специалисты, были генеральнские жены, шутки о которых стали популярными в 50-ые годы. Темные, полуграмотные и малокультурные люди, на которых внезапно свалились власть и богатство — таковы их общие черты.

"Приходит генеральша к врачу и говорит:

— Доктор, у меня ухи болят.

— Садитесь, сейчас посмотрим, — говорит доктор. — А вы, наверное, генеральша?

— Да. А как вы догадались? По мехам?

— Нет, по ухам", — такие шутки ходили о женах генералов после Второй Мировой.

А после перестройки появились более современные, но вполне узнаваемые вариации на ту же тему.

"Из ресторана "Арагви" выходят двое новых русских.

— Послушай, братан, кто это такой красивый, такой прикинутый на коне сидит?

— Неужели ты не знаешь? Это же основатель Москвы Юрий Долгорукий.

— Вот, молодец человек! Прекрасный город построил вокруг ресторана".

Читайте также: "Новые русские" спасли от кризиса бриллиантовую индустрию. Хоть кому-то помогли…

Теща (реже — тесть), а также муж, жена, любовники и любовницы. Семейные коллизии и любовные треугольники — вечная тема как для переживаний, так и для шуток. Отсюда все бородаты анекдоты с зачином вроде "Возвращается муж из командировки…".

Но самый популярный "семейный" персонаж — почему-то теща. Кстати, этот феномен ставит в тупик даже культурологов и специалистов: анекдоты про тещу стали сочинять еще со второй половины XIX века, когда чаще всего женщине приходилось жить под одной крышей с родителями мужа — и, казалось бы, анекдоты должны были сочиняться про свекровь. Видимо, матери молодых девушек всегда переживали за то, кому досталось их "сокровище", и всегда находили у зятя слишком много недостатков.

А в советские времена, когда квартирный вопрос стоял особенно остро, анекдоты про тещу росли как на дрожжах. Они и сейчас остаются одними из самых любимых, добавляются лишь реалии современной жизни.

"Внимание! Наша компания мобильной связи ввела новую услугу — "Номер любимой тещи". После 5-ой минуты разговора оператор начинает вам доплачивать".

Меняются некоторые персонажи и антураж анекдотов, в них появляется новомодный сленг и технические термины, но в целом анекдот — жанр неумирающий. И останется им до тех пор, пока у людей находятся силы посмеяться над собой и своими жизненными невзгодами.

"Вечерняя электричка. В переполненный вагон влезает мальчик с огромным барабаном на шее. Весело оглядев усталых и мрачных пассажиров, он звонко кричит: — Ну что, граждане, или скидываемся по десяточке, или я начинаю свой концерт!"

Рисунки Александра Шаурова, специально для "Правды.Ру".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Кто придумывает анекдоты — Infodays



Мы любим анекдоты. Они смешат нас, поднимают настроение, а иногда и самооценку. В них обыгрываются комичные ситуации, их героями становятся все — от жителей Крайнего Севера до правителей государств. Кто же их придумывает? Будем разбираться…

Что такое «анекдот»

Жанр анекдота в том виде, который привычен нам, был сформирован только в XX веке. До этого анекдотом называлась короткая история, малый жанр мемуарной прозы, в котором писатель вспоминал какой с ним «случился анекдот». К современному анекдоту этот жанр имеет лишь опосредованное отношение.

Параллельно с литературным анекдотом шло развитие анекдотов фольклорных. Их хронология осложнена тем, что анекдот — жанр устный, его письменная фиксация до середины ХХ века была скорее исключением, чем правилом.

Штирлиц также пришел в анекдоты прямиком из фильма «Семнадцать мгновений весны», вышедшем на экраны в 1973 году. Его популярность также была сверхъестественной для советского кинематографа. Немецкий журналист, Ангемальнс, писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты».

Спецификой юмора, в котором Штирлиц выступает в качестве главного героя, является огромное количество придуманных каламбуров по типу «Штирлиц стрелял в слепую. Слепая упала», «Штирлиц бил наверняка. Наверняк отбивался как мог. А Мог был крепким парнем». Это не удивительно, поскольку многослойный юмор каламбура отражает саму специфику службы разведчика.

Интересно то, что русском фольклоре образы Чапаева и Штирлица даже пересекаются. Два «супермена» советского кино в этом цикле анекдотов ставятся в гипотетическую затруднительную ситуацию.

«Штирлиц и Василий Иванович попали в плен к немцам. Их бросили в камеру. Сначала пришли за Чапаевым, потребовали сказать военную тайну. Били-били, но он молчал. Тогда его притащили обратно в камеру. Штирлиц увидел его и ужаснулся. А Василий Иванович говорит: «Я же просил: давай запишем! А ты все свое: запомним, запомним!»

Авторский анекдот

Понятно, что у каждого анекдота так или иначе есть автор, но если с «народными» анекдотами установить авторство обычно не представляется возможным, то с анекдотами авторскими это реально. Известно, что многие анекдоты придумывали советские и российские юмористы, журналисты и карикатуристы.

Самой же легендарной личностью советского авторского анекдота остается политический деятель и журналист Карл Радек. Он был известным острословом. Анжелика Балабанова писала о нем: «Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности».
Радеку приписывали огромное количество анекдотов и в 20-е, и в 30-е, и даже в 40-е годы XX века. Он и сам стал героем анекдотов. Вот только два:

«Беседуют Радек и Сталин.
Радек:
— Очень странный у нас с вами логический спор:
я вам посылку, вы мне следствие,
я вам довод, вы мне заключение,
я вам цитату, вы мне ссылку».

«В тюрьме в 30-е годы Радеку пришлось заполнять анкету. Когда дошла очередь до графы «Чем вы занимались до революции», он вписал: «Сидел и ждал».
Следующим шел вопрос: «Чем занимались после революции»,
— «Дождался и сел», — написал Радек.

Анекдот как маркер

Анекдоты были и остаются одним из самых точных маркеров отношения людей к окружающей действительности. Они фиксируют изменения практически мгновенно. Так, коллективизация, освоение Крайнего Севера, а позже — выход фильма «Хозяин Чукотки» породили в СССР цикл анекдотов про чукчей. В перестроечные годы имели хождение анекдоты про «новых русских».

Большой пласт анекдотов носит политическую окраску. Героями анекдотов были все генеральные секретари СССР и правители России. Не меньше анекдотов по всем у миру посвящено национальной тематике. При этом фабула их практически идентична, различаются только народы. Англичане рассказывают анекдоты про ирландцев и шотландец, французы — о бельгийцах, в Греции в ходу анекдоты о понтийцах, которые для греков те же чукчи.

©



Post Views: 27

Смотрите также:

Кто сочиняет анекдоты? - Жизнь замечательных имен — LiveJournal

Есть два ответа на этот вопрос. Оба правильные, и в то же время оба неправильные.

Ответ первый. У анекдотов нет конкретных авторов. Их сочиняет народ.

На самом деле это не совсем так. Сколько Вы лично сочинили анекдотов за последний год? А сколько прослушали и сколько рассказали? То-то же!

Вот и с другими людьми так же, что и с Вами. Народ – не столько сочинитель анекдотов, сколько их слушатель и рассказчик. То есть передатчик. Правда, передатчик не простой, а осуществляющий селекцию и улучшение передаваемой информации. Ведь дурацкий анекдот Вы другу не расскажете. А не смешной анекдот сам вылетит у Вас из памяти. Рассказывая же иной анекдот, Вы его совсем немного измените, чтобы сделать смешнее. Таким образом, слушая и рассказывая анекдоты, мы все исполняем ту же роль, которую в живой природе осуществляет естественный отбор: отбраковываем остроты непригодные к выживанию в наших умах, а те, что пригодны к «жизни», распространяем дальше. Так возникают «народные» анекдоты.

Теперь второй ответ на вопрос о том, кто сочиняет анекдоты, прямо противоположный первому. Анекдоты сочиняли и сочиняют специальные люди в органах госбезопасности (от ЧК до ФСБ включительно). Для чего? Для того чтобы потом ловить на эти анекдоты, как на живца, рассказчиков, да и слушателей тоже. По этому поводу даже анекдот можно припомнить.

Армянское радио спрашивают:
— Кто у Вас там сидит и анекдоты сочиняет?
— Кто сочиняет, тот и сидит.

Другой вариант этого же ответа: анекдоты сочиняют специальные люди в западных спецслужбах для того, чтобы распространять клевету про наше славное царство-государство.

Оба варианта этого ответа верны, и тоже, скорее всего, отчасти. Имеется ли в службах госбезопасности «спецподразделение» по внедрению в общественное сознание анекдотов, знают только те, кто в этом «спецподразделении» работает. Но они об этом не скажут.

Вполне возможно, что такое подразделение имеется. Не знаю, чем эти веселые ребята занимались во времена Ежова и Берии, но во времена Андропова и Чебрикова их деятельность уже не носила так сказать «наступательного», провокативного, характера. В «застойные» времена, насколько мне известно, за анекдоты не сажали. А вот «оборонительную» задачу анекдоты выполняли вполне успешно. Именно благодаря анекдотам про Брежнева в народном сознании вылепился образ генсека в виде немного беспомощного, но, в общем-то, мирного старичка, который даже словосочетания «социалистические страны» выговорить-то не может, все получаются «сосиски сраные» и который упрямо называет Маргарет Тэтчер Индирой Ганди потому, что в бумажке ему так написали. Грех на такого сердиться!

Приемчик этот срабатывал. Насколько я знаю, даже самые отчаянные сидельцы тех времен лично к Леониду Ильичу никакой ненависти не испытывали. Разве что жалость и презрение.

А за рубежом... По воспоминаниям некоторых славных советских контрразведчиков (а ныне не менее славных российских писателей) сочинением антисоветских анекдотов занимался на специальных собраниях весь творческий коллектив радиостанции «Свобода». Что днем придумают, вечером в эфир подают. Опять же, почему бы и этому не оказаться правдой? Имена в том творческом коллективе были славные: Войнович, Довлатов, Аксенов. Эти смогут, как говорилось в одном из анекдотов про Вовочку.

Тем более, что создание анекдота – работа для писателя, и работа нелегкая. Ведь в анекдоте, во-первых, обязательно должен быть сюжет. А во-вторых, на протяжении одной-двух фраз этот сюжет должен повернуться к слушателю совершенно неожиданной, парадоксальной стороной. Именно эта неожиданность вызывает смех и делает анекдот хорошим. В принципе, из любого классического произведения может получиться анекдот.

Что, не верите? Тогда, навскидку, анекдот по мотивам знаменитого романа Ф.М.Достоевского.

- Что же это Вы, господин Раскольников, за рубль старушку убили?
- Да это как посмотреть, господин следователь. Одна старушка – всего рубль, а десять – уж червонец!

Ну, а анекдоты про Наташу Ростову, Андрея Болконского и поручика Ржевского я рассказывать не буду. Много их. Правда, душка-поручик к героям «Войны и мира» из «Гусарской баллады» подселился, но это неважно.

Хотите попрактиковаться в сочинении анекдотов? Тогда возьмите любое классическое произведение, которое учили в школе, скажем, «Му-му», перескажите его сюжет, найдите в этом сюжете поворотную точку и поверните в этой точке в неожиданную сторону. Если получится, поздравляю. Вы можете стать автором анекдотов. И даже зарабатывать этим деньги. Например, поэт Александр Ипатов много лет ведет в газете «Вечерний Северодвинск» еженедельную страницу юмора. Анекдоты для своей страницы он не берет с Интернет-сайтов, а сочиняет сам. В течение всех этих лет на его полосе всегда были оригинальные анекдоты!

Кстати, тот жанр, в котором Вы попробовали себя, сотворивши анекдот, имеет в литературоведении вполне научное название, «постмодернизм». Один из приемов постмодернизма – игра с общеизвестными сюжетами, их перекройка на новый, пародийный, лад.

Я почти не сомневаюсь, что серьезные люди из серьезных спецслужб занимались анекдотами. Ведь анекдот – это частный случай так называемого «мема», единицы культурной информации, распространяемой в общественном сознании. «Жизнь» мемов изучает специальная наука, меметика. Эта наука упоминалась в статье «Что такое расхожее мнение» от 11.08.2013. Меметика, среди прочего, позволяет управлять идеями, мнениями и даже сплетнями, циркулирующими в обществе. Знание стратегическое, не правда ли?

Опубликовано на сайте Топавтор

Полезные ссылки:


  1. История СССР в анекдотах

  2. А.В.Дмитриев. Социология юмора

  3. Кто сочиняет еврейские анекдоты

  4. Про армянское радио

  5. Кто же все-таки сочиняет анекдоты?

  6. Анекдоты про Чапаева сочинял специальный отдел КГБ

  7. Кто сочиняет анекдоты?

  8. Как сочинять анекдоты?

Кто придумывал советские анекдоты?

В конце апреля в библиотеке имени Достоевского Михаил Мельниченко, исследователь анекдота, составитель вышедшего в 2014 года сборника «Советский анекдот», прочитал лекцию «Советские анекдоты – настоящие и фальсифицированные». Кто выдумывал анекдоты – ЦРУ, КГБ или клоуны? Как отличить настоящий анекдот от не имевшего устного хождения? На какие годы приходится расцвет жанра? Slon приводит краткую версию лекции.
В России термин «анекдот» появился в XIX веке, и к современному понятию он имеет весьма опосредованное отношение. Исторически это малый жанр мемуарной прозы, который хоть и имел некоторые фольклорные черты, но основной формой его существования были письменные или печатные сборники. Анекдоты современного типа – жанр преимущественно городского фольклора, небольшой рассказ с неожиданной смешной концовкой – пуантом. Механизмы появления современного анекдота для исследователей не вполне очевидны, ясно лишь, что несколько жанров двигались навстречу друг другу – исторический анекдот и фольклорные формы, такие как прибаутка, притча, байка, сказка. Как мне кажется, традиция еврейского анекдота повлияла на формирование советского. Это отчасти подтверждается тем, что взрыв появления новых анекдотов приходится на первые послереволюционные годы, когда была отменена черта оседлости и произошла своеобразная инфильтрация двух фольклорных традиций.
Появление анекдота современного типа многие исследователи относят ко второй половине XIX века, но все-таки он принадлежит веку двадцатому. Окончательное становление жанра произошло уже после революции. Причина этого, по моему мнению, заключается в том, что новая советская власть была ориентирована на унификацию политического быта в стране, соответственно, все источники информации кормили население одинаково структурированной информацией, все было пронизано довольно близкими политическими сюжетами, что и послужило хорошей средой для распространения анекдотов – и именно на политическую тему. В свои первые десять лет советская власть достаточно нейтрально относилась к этому жанру, продолжали издаваться сборники анекдотов, правда, политических там не было.
В конце 1920-х годов в истории анекдота происходит некоторый перелом. Причина его неизвестна, потому что нет никаких документов, свидетельствующих об изменении политики государства в отношении анекдотчиков. Но весной 1929 года в дневнике одного москвича фиксируется слух о том, что ГПУ распорядилось преследовать анекдоты, задевающие советскую власть. Если в 1920-е годы люди записывали их в дневники, то в 1930-е количество фиксаций стремительно уменьшилось. Рассказывание анекдотов подпадало под пункт 10 легендарной 58-й политической статьи, по которой было осуждено большинство репрессированных в советское время, «Пропаганда или агитация, направленная на свержение советской власти». Я думаю, что подсчитать, сколько людей пострадало именно за анекдоты, практически невозможно из-за нечеткости формулировок в судебных делах.
В начале 1930-х годов власть преимущественно интересовалась гражданами, исполнявшими политические частушки или песни антисоветского содержания. Как мне представляется, это следует трактовать в контексте коллективизации, раскулачивания, к тому же частушка и песня – это жанры, подразумевающие коллективное исполнение. Со второй полов

Кто придумывает анекдоты: verner — LiveJournal

Получил длинное письмо от человека, приславшего в раздел анекдотов более 200 политических текстов антилиберального направления (вот его авторская страница). С разрешения своего корреспондента, публикую это письмо здесь. Возможно, оно будет интересно не только мне.

Здравствуйте, Дмитрий!
Полагаю, Вы получаете довольно много писем и, вероятно, в основном ругательных :-)
А если еще учесть, что Вам приходится перечитывать всё то, что попадает в неформат...
Вы писали, что испытываете исследовательский интерес к анекдотам. Поэтому я Вам немного расскажу об одном из тех, кто их пишет. О себе, естественно :-)

В детстве я иногда думал: существует столько анекдотов, а я никогда не видел ни одного человека, который бы сочинил хотя бы один анекдот, но откуда-то же они берутся...

На сайт anekdot.ru я впервые попал не из поиска (никогда не искал поиском по слову "анекдот", я их и так читаю слишком много), а потому, что сайт был открыт на компьютере у знакомого. Посмотрел и забыл.

Вторая встреча была после 11 сентября. Это действительно здорово: сегодня событие произошло, а завтра ты читаешь о нем анекдот. Хотя, конечно, здорово не для всех. Бедный Александр Фридлянд, гордящийся американским гражданством. Как ему не хватает парткома... Потом была Олимпиада в Солт-Лейк-Сити. Тут я впервые увидел некое подобие "анекдотной войны": в море антиамериканских анекдотов мелькнул один антироссийский.
После того как упала "Колумбия", первым делом я отправился на anekdot.ru смотреть спецвыпуск. Неожиданно для себя сочинил и тут же отправил 2 на мой нынешний взгляд довольно убогих анекдота. Впервые узнал, что такое оценка. Желания продолжать не возникло.

Ну и в ряды Ваших постоянных (пока еще что-то остроумное получается) авторов меня привели выборы "Украина-2004". Как оказалось, я в значительной степени опоздал. Только тогда, когда ситуация вышла из правовых рамок и началась "оранжевая революция", я отправился посмотреть, а что по этому поводу пишет anekdot.ru. А там уже месяц выходил спецвыпуск, и полагаю, еще пару месяцев до этого появлялись анекдоты про Януковича. Насколько наша сторона отстала, было понятно хотя бы по тому анекдоту, который только на Вашем сайте я прочитал 3 раза: "Почему анекдотов про Ющенко меньше, чем анекдотов про Януковича? Потому что для того, чтобы сочинить анекдот, мозги нужны". Когда я читал его в третий раз, он уже явно отставал от реальности, в чем была и моя заслуга.

Писать анекдоты я начал из практических соображений. Я не входил в предвыборную организацию Януковича и мог повлиять на ситуацию только своим голосом. При этом я считал, что могу в принципе сгенерировать ряд идей, которые могли бы попасть в нужные руки и впоследствии быть использованы для нашего дела. Так что я использовал Ваш сайт не для агитации: не такой уж большой процент украинских избирателей его посещает, - а фактически как почтовый ящик для того адресата, который мог бы воспользоваться моими идеями. И действительно многие мои анекдоты расходились по Интернету, перепечатывались в газетах, так что эту задачу я выполнил.

О том, как организован сайт, я тогда имел весьма приблизительное представление (это сейчас-то я... но об этом ниже). Подписываться я первоначально не планировал: этого не требовалось для решения задач, а честолюбия для того, чтобы подписаться настоящим именем со всеми вытекающими из этого последствиями, мне явно не хватало. Но форма потребовала подпись - пришлось изобретать. Подписаться своим обычным ником я не хотел по той же причине, по какой не воспользовался настоящим именем: слишком много слишком разных людей могли увязать этот ник со мной. В анекдотах тогда подробно исследовалась внешность Ющенко, и один анекдот: "В полнолуние на прием к Ющенко лучше не приходить" и навел меня на мысль подписаться "Ван Хельсинг" - борец с нечистью. Кстати, подпись потом очень пригодилась: я по ней ищу свои анекдоты на сайте. Потом я добавил слово "антиамерикрат" (я сам его придумал, этимология очевидна). Была мысль подписываться просто "Антиамерикрат", но предпочел сохранить связь с уже раскрученной (судя по ругательствам :-) маркой.

В голосованиях я тогда тоже не участвовал: зачем терять время на ерунду. И вдруг оказалось, что 10 злободневных анекдотов, определенных голосованием, видны всем, а до остальных попробуй доберись. И тогда я начал голосовать... Один раз, помню, голосовал каждый час целый день. И ведь приходилось каждый раз хоть бегло, но просматривать все анекдоты, чтобы не перепутать "свои" и "вражеские", - к концу дня меня от них уже тошнило. Так что Вы крайне гуманно поступаете, исключая такие методы голосования.

Сейчас я голосую спокойнее, 1 раз. Врагам ставлю -2 (даже тем, от которых смеюсь). Своим ставлю +1, если нормальный, и +2, если есть интересная идея. Тупым своим и нейтральным не ставлю ничего. За все время только раза 2 поставил оценки нейтральным, но те просто очень понравились.

В период выборов я писал очень много - более 10 в день. Писал дома, приходил на работу - отправлял. Уже на работе продолжал писать и отправлять. Было желание завалить противника своими анекдотами (да и идей, накопленных за всю предшествующую жизнь, хватало). Потом ввел ограничение - не больше 10 анекдотов в день. Потом не больше 5. Потом по пятницам стал отправлять только нейтральные: в субботу меньше читателей, так что политические лучше приберечь. Потом перестал нейтральные отправлять вообще: на политику они не влияют, зачем же разбазаривать свои оригинальные идеи? Потом отправлял 2 анекдота в день. Сейчас 1.

Первоначально я сокращал число своих анекдотов просто чтобы они друг с другом не конкурировали за место в десятке. А сейчас не хочу утомлять читателей однообразием. Хочешь не хочешь - есть такое понятие, как стиль, и одного автора не должно быть много. Правда негативной стороной редкого письма является устаревание части анекдотов (я в свое время штук 5 написал по поводу 15% законного газового отбора, все они лежат мертвым грузом).

Когда выборная эпопея на Украине закончилась, я упорно продолжал лить грязь на наших оппонентов, скорее, уже из принципа: русские не сдаются. Да и тема украинских выборов оказалась тесно переплетена с такими понятиями, как демократия, однополярный мир и так далее. Тут я обнаружил, что помимо спецвыпусков анекдоты могут попадать и в другие рубрики, с гораздо большим числом читателей. А потом, когда все анекдоты начали попадать в один выпуск, стало совсем интересно. Посылаешь анекдот, а на следующий день каждый час просматриваешь, как меняется его положение, далеко ли ему до десятки или крепко ли он в ней сидит - просто ипподром, где ты сам участник. Поэтому я, кстати, так переживал, не обнаружив свой анекдот уже на следующий день: день без "скачек", практически потерянный :-)

В некотором роде это наркотик. Я постоянно пропускаю через себя информацию (это было и без анекдотов). Периодически возникает "анекдотогенная" идея. Я не люблю повторяться, поэтому разрабатываю идею очень тщательно: переиграть не получится. Иногда по часу сидишь и переставляешь слова: "она бы очень удивилась", "она очень бы удивилась", "она очень удивилась бы". А через 2 дня смотришь на результаты того, что ты напридумывал. Иногда я подумываю, что этот наркотик для меня вреден (уходит уйма времени и интеллектуальных ресурсов, радость от попадания анекдота в десятку наполняет эйфорией, как будто в лотерею выиграл). И все-таки здорово, что есть такая возможность самовыразиться.

Я продолжаю писать практически только политические анекдоты. Я уже не думаю, что ими можно что-то изменить, так что делаю это для души и для удовольствия и ярости читателей. Но я считаю, что политический анекдот должен быть остроумным и желательно смешным. Остроумно у меня получается почти всегда, а смешно, к сожалению, не всегда. Иногда самый политически правильный анекдот приходится снимать - не смешно и всё.

Тонкий момент при написании анекдота - степень понятности. Напишешь меньше - большинство не поймет. Напишешь больше - получается не анекдот, а прокламация. Юмор подразумевает, что смеющийся что-то додумывает, но попробуй определи, додумает он это или нет. Когда угадываю, очень приятно.

Пример. Первоначальная форма анекдота: "Из украинского перевода Библии исключена заповедь "Не укради!" как поздний русизм, специально добавленный оккупантами, чтобы ограничить свободу украинского народа". Промежуточная форма: "В новом украинском переводе Библии только 9 заповедей. Заповедь "Не укради!" исключена как русизм, ограничивающий свободу украинского народа". Окончательная форма: "В новом украинском переводе Библии только 9 заповедей".

Отдельное спасибо за возможность сопровождать анекдот обсуждением. Вы понимаете, насколько сочинителю приятно читать отзывы, даже ругательные. В общем-то, обратная связь была и раньше - в неформате, комментариях к историям (почему-то истории считались более подходящей темой для комментариев), но теперь исключение превратилось в правило. А то я подумывал сделать личный сайт, разместить там свои анекдоты, снабдив каждый формой для обсуждения именно его. Но Вы меня опередили :-)

Теперь о некоторых стратегиях, которых я придерживаюсь при отправлении анекдота. Цель одна - максимальное число голосов (что косвенно свидетельствует о максимальном числе читателей). Я не отправляю анекдоты в пятницу и субботу, потому что в выходные меньше читают. Поразмыслив, я все же решил продолжить отправлять их в четверг: в пятницу читают меньше, чем в другие будние дни, но вполне достаточно. В конце прошлого года я несколько месяцев ничего не отправлял: особо актуальных не было, а анекдоты "с гибким временем" я хотел отправить в начале года, чтобы они подольше продержались в сотне года, собрав дополнительные голоса. Правда из этих заготовок я использовал только 2, так как началась газовая война.

Если раньше я целенаправленно метил в спецвыпуски, то сейчас я столь же целенаправленно стараюсь в них не попасть. Как только начинаются спецвыпуски на какую-то тему (кстати, согласен с их необходимостью: спевыпуск "Газ" по килобайтам превосходил остальные анекдоты в 2 раза!), я эту тему откладываю. Организация тематических спецвыпусков лично мне нравится больше, чем отделение "злободневных", куда в свое время попал мой анекдот "Интересно: считали ли демократию наилучшей формой правления афинские рабы?" (ничего более злободневного я еще не встречал :-) Если снова появятся просто "злободневные", мне придется некоторое время отдохнуть. Как впрочем и если появится неизменная редакторская десятка. Я понимаю, что из соображений равноудаленности Вы не ставите политику в первые 10, а соревноваться за место лучшего среди худших мне уже не интересно.

И напоследок несколько слов о жанре анекдота. Как Вы, конечно, заметили :-), то, что раньше рассказывалось после слов "Есть новый анекдот", и то, что публикуется на сайте, - это на 90 процентов разные жанры. Я в свое время пробовал сочинять что-то похожее на классические анекдоты. Но оценки - ниже плинтуса. И это вполне понятно. Раньше рассказывали 1 анекдот, максимум 2. А в выпуске их бывает и больше ста. Трудно настроиться читать длинный. Кроме того, раньше анекдоты были рассчитаны на слух и смысловой стержень, который легко запомнить и пересказать. Сейчас - на зрение и Copy-Paste. Общая тенденция - сокращение до одной остроты или удлинение до однотипного перечня. Хотя классика тоже встречается, но уже только как часть процесса.

Спасибо за то, что Вы делаете. Надеюсь, Вы сможете это делать еще долго. Занятно, как 1 (!) человек смог сделать место, куда собираются все смешные идеи огромной страны. А если учесть хотя бы меня, то и не только одной страны.

Ван Хельсинг - антиамерикрат

Кто придумал анекдот? » Новости России на сегодняшний день

Регулярно общаясь с иностранными гражданами, я заметила, что, когда дело доходит до анекдотов, никто, кроме меня, никогда не произносит собственно слово «анекдот», все говорят «шутка» (joke). Я решила: у бедных иностранцев просто нет подобного юмористического жанра. А в это время иностранцы, оказывается, сочувствовали мне, говорящей на таком сложном языке, в котором даже значения слов перепутаны.

Во всем современном мире, кроме России, «анекдот» - это короткий рассказ о невымышленном случае из жизни исторического персонажа. Может быть, морализаторский, может быть, познавательный, но к юмору отношения не имеющий. Как же получилось, что Россия отправилась по своему особенному пути?

История несмешного анекдота


Борода у несмешного анекдота начала расти еще в VI веке. Именно тогда непобедимый полководец Велизарий завоевал для своего императора Юстиниана I почти всю территорию вокруг Средиземного моря, превратив Византию в сверхдержаву. А побочным результатом его бурной деятельности стало появление слова «анекдот». Дело в том, что у полководца был секретарь Прокопий Кесарийский, двуличный, как выяснилось спустя четыре века, человечек. На нем лежала вся писанина: оформление документов, составление речей и докладов, переписка между его начальником и императором, словом, он волей-неволей был в курсе всех государственных событий Византии, сплетен и прочей закулисной информации. Между тем его писательский талант требовал более серьезного применения, поэтому он вдохновенно сочинял проправительственные трактаты, например, помпезную хронику «История войн» и панегирик «О постройках». Ну а в свободное от работы время патриотичного Прокопия переклинивало, и тут просыпалась вторая его личина. Он садился в уголке и строчил альтернативу официальной «Истории» - «Тайную историю», где поливал отборной грязью императора, его жену Феодору и своего ненаглядного полководца. Прокопий обзывал Юстиниана дьяволом, Феодору проституткой и вешал на них недоказанные преступления. Скажем, убийство королевы остготов Амаласунты, которую заперли в бане якобы из-за наветов завистливой к чужой красоте Феодоры. А что такого, убиение горячим паром было тогда обычным делом. Вот такой анекдотец.

В конце концов Прокопий образумился и припрятал свои ядовитые жизнеописания подальше, о чем свидетельствует его долгая жизнь и естественная смерть, а также «Суда» - византийский энциклопедический словарь X века, где впервые была упомянута «Тайная история». И вот там она была определена как Anekdota, что в переводе с древнегреческого значит «неопубликованное» и «неизданное». С тех пор такое название всегда присваивалось реальным историям из прошлого, которые ранее не были официально напечатаны.

Сборников анекдотов в Средние века было множество, причем в них всегда блюлась чистота жанра. «Увидев женщину, повесившуюся на дереве, Сократ воскликнул: О, если б все деревья приносили такие плоды, как это!» - это из «Книги занимательных историй» XIII века сирийского писателя Григория Иоанна Абуль-Фараджа Бар-Эбрея. Действительно, юмор не очевиден, а вот реальность бросается в глаза - шовинист был наш Сократ!

В Россию исторический анекдот попал в XVIII веке посредством французов вместе с жардиньерками, бигуди и гардеробами. Сначала русские с интересом ознакомились с французскими неприличными историями про Людовика XIV, про его любовниц. А потом они кинулись собирать свои собственные анекдоты: про Петра Великого, Потемкина, Суворова и Екатерину II. Анекдототворчество также подхлестнуло то, что как раз в XVIII веке в России началось становление истории как научной дисциплины. Дворяне все как один углубились в прошлое своего отечества, а ведь учить историю на примере забавных случаев всегда гораздо интереснее, чем с помощью списков дат и имен.

И вот, пока Карамзин поднимал занудные архивы на ятях, молодые образованные люди слонялись за старичками и записывали байки петровской эпохи, которые те с удовольствием травили. Анекдоты выманивали, продавали и анекдотами менялись. Причем этим занимались все, от Пушкина и до дьячков.

Итак, до XX века термин «анекдот» во всех странах, включая имперскую Россию, значил одно и то же. Путаница началась лишь после образования Советского Союза: чем больше захватывало людей происходящее вокруг бесчинство, тем меньше интереса представляли истории безвозвратно минувших лет. И в итоге анекдот мутировал из исторического в политический. А чем хуже и страшнее жилось советским людям, тем острее и смешнее становился анекдот. Вместо цитирования вальяжных историй про Потемкина, гораздо интересней было злословить про себя. «У меня из мебели всего-то - портреты Ленина и Троцкого, да гвоздь в стене. Не знаю, кого из них повесить, кого к стенке поставить». Не пугали даже расправы над шутниками. В ГДР политические анекдоты назывались иногда «3/7-Witze» (анекдоты «три-семь»), то есть три года тюрьмы тому, кто слушал и смеялся, и семь - тому, кто рассказывал. Но фонтан было не заткнуть, пристальное внимание власти к народным анекдотам провоцировало лишь еще больше анекдотов.

На радио ведущий говорит: «Нам поступает много вопросов о том, кто сочиняет анекдоты. Этим интересуется товарищ Иванов из Брянска, товарищ Сидоров из Тюмени, товарищ Петров из Перми, товарищ Андропов из Москвы...

Таким вот образом тоталитарная система и породила уникальный «советский анекдот», который признается всеми лингвистами и культурологами мира как чудо остроумия и злословия. Да-да, советские люди на такие похвалы ответили бы, как в цирковой программе «Летающие говорящие крокодильчики»: «Если б вы только знали, как нас здесь п***дят!»

История смешного анекдота


Судя по списку самых древних анекдотов, которые составили британские ученые, люди шутили всегда и везде, а не только в СССР. А самое интересное, что даже с учетом адаптации переводчиками текста к современной речи темы шуток не меняются уже более 3500 лет. Вот древнеримский писатель Амвросий Феодосии Макробий в своем сочинении «Сатурналии» рассказал типичный анекдот: Однажды Цезарь объезжал свою империю и увидел в толпе человека, удивительно похожего на него самого. Пораженный, он спросил: «Не служила ли ваша мать в свое время во дворце?»

«Нет, император, - ответил тот, - но мой отец служил.

А чебурашкина фраза «Гена, а давай я возьму чемоданы, а ты возьмешь меня?» появилась, оказывается, еще в XV веке, когда Поджо Браччолини составил «Книгу фацеций» (лат. - шутка, острота). Среди прочих была история про крестьянина, который пожалел своего осла, нагруженного сверх меры, поэтому слез, взвалил плуг себе на спину и залез обратно: «Ну, теперь ты можешь идти как следует, плуг на мне, а не на тебе».

Именно «Книга фацеций» и стала прародителем всех этих синонимов русского анекдота: joke - по-английски, historiette - по-французски, witz - по-немецки, barzelletta - по-итальянски и т.п. Она содержала в себе не только исторические анекдоты, но и остроумные шутки, поэтому пользовалась бешеной популярностью и была переведена на множество европейских языков, что было непростым делом в эпоху, когда Гуттенберг только-только состряпал книгопечатную машинку.

Так одни и те же шутки заполнили Европу. Следующий виток развития анекдота произошел в XIV веке с появлением немецкой книжки детского психиатра и писателя Генриха Гофмана-Доннера «Степка-растрепка», которую тот сочинил для своего четырехлетнего сына в качестве рождественского подарка. Ничего так подарочек: именно «Степку» можно считать прадедушкой садистских стишков про маленького мальчика, который по стройке гулял и в водолаза играл. Стишки были одновременно кровожадные и морализаторские - то пальцы отрежут мальчику, который сосет палец, то девочка, играющая со спичками, сгорит живьем.

Вдруг платье охватил огонь:
горит рука, нога, коса и на головке волоса.
Огонь - проворный молодец,
горит вся Катя, наконец.
Сгорела, бедная, она, зола осталася одна,
да башмачки еще стоят, печально на золу глядят.

В общем, именно так выглядел первый черный юмор.

К этому моменту тем анекдотов становится бесконечное множество. Во Франции смеются над бельгийцами, а в Африке - над старейшинами племен, британский журнал Punch пестрит комиксами, а американский президент Калвин Кулидж играет роль живого источника анекдотов.

Однажды сидевшая рядом с Кулиджем за обедом дама взмолилась: «Господин президент, скажите хоть что-нибудь! Я побилась об заклад, что вытяну из вас больше двух слов!»

«Вы проиграли», - ответил президент.

На самом деле, уследить за всеми течениями шуток и острот в мире невозможно, очевидно одно: к XX веку традиционный юмор достиг своего апогея. Индустриализация подхлестнула не только производство, но и человеческую фантазию. Стали появляться самые странные и интеллектуальные темы для анекдотов. Например, абсурдистские шутки в духе цикла анекдотов про слонов в США. «Как можно догадаться, что слон сидит вместе с тобой в ванне? По слабому запаху арахиса у него изо рта». А в 60-е и 70-е годы к празднику жанрового разнообразия присоединился и Советский Союз. Как раз случилась оттепель, анекдоты стали открыто рассказывать на улицах и в плацкартах. Расцвели анекдоты об армянском радио.

Армянское радио спросили: «Доживем ли мы до коммунизма?»

- «Мы не доживем, но детей жалко».

Политическая тема стала затухать: на один анекдот о Брежневе приходилось 2,5 анекдота о Штирлице.

К нынешнему моменту все нации разжились огромным бескрайним фольклором анекдотов - разных жанров, подвидов и форм. И самое обидное то, что поделиться этими шутками бывает крайне затруднительно. Конечно, юмор уровня ток-шоу и телевизионных роликов понятен всем, но самые тонкие и смешные анекдоты часто попросту непереводимы на другие языки.

Трудности перевода


Скажем, все знают понаслышке, что англичанам свойственно тонкое ироническое чувство юмора, которое называется «dry sense of humour» (сухое чувство юмора). Его отличает серьезное выражение лица рассказчика и невозможность догадаться: то ли пошутил, то ли всерьез? Но многим приходится верить этому утверждению на слово, удовлетворяясь русскими анекдотами про англичан. - Бэрримор, что у меня хлюпает в ботинке?

- Овсянка, сэр!

- Овсянка?! Что она там делает?!

- Хлюпает, сэр...

Классические же английские анекдоты в основном базируются на игре слов, поэтому переводить их просто не имеет смысла. Для примера такой анекдот. «На перекрестке стоит леди. К ней с четырех сторон движутся: пешеход, водитель, велосипедист и человек верхом на лошади (horse man). Вопрос: «Кто остановится около леди?» Ответ: «Horse man knew her». (To есть всадник ее знал, стало быть, он остановится). А смешно тут то, что если произносить фразу «Horse man knew her» быстро, то она будет звучать как «horse manure», то есть конский навоз, что уже имеет смысл.

То же самое касается американских анекдотов, например, очень популярного «Panda eats, shoots and leaves», в котором панда заходит в кафе, заказывает сандвич, съедает его, достает пушку, всех расстреливает и уходит. А на вопрос умирающей официантки: «Почему?», рекомендует свериться со словарем, где написано: «Panda eats shoots and leaves» (Панда ест побеги и листья), и требуется одна запятая: «Panda eats, shoots and leaves», чтобы фраза читалась, как «Панда ест, стреляет и уходит».

Вот такой лингвистический экскурс. Не зря же Хармс в детстве предпочитал читать книжки Вильгельма Буша в оригинале на немецком, чтобы уловить 100% смешного.

Так что же остается иностранцу? Шутки типа «banana skin sense of humour» - тип примитивного юмора, когда положено смеяться над человеком, поскользнувшемся на банановой шкурке. Или «shaggy-dog stories», над которыми не смеются даже сами англичане - длинные занудные истории, которые кончаются неожиданным и абсурным образом, например, как в цикле шуток «no soap radio», где на любой вопрос в конце нужно тупо отвечать «по soap radio» (нет мыла радио). Бессмысленность, она и в Китае бессмысленность.

Между прочим, кто бы мог подумать, но китайские анекдоты очень смешные, просто мало кто с ними имеет дело из-за сложности языка. Вот, например, политические баяны.

Китайские политики ЛиДэн-хуэй, Лянь Чань, Чэнь Шуй-бянь втроем сидят в самолете.

Ли говорит: «Если я сейчас сброшу с самолета на землю одну купюру в размере 1000 юаней, тот, кто ее найдет, очень обрадуется».

Лянь говорит: «Если я брошу две купюры по 500 юаней, то сразу два человека их найдут и обрадуются».

Чэнь говорит: «Если я сейчас брошу 10 купюр по 100 юаней, то десять человек их найдут и обрадуются».

А пилот говорит про себя: «Почему бы вам не выкинуться самим, тогда сразу 21 000 000 человек очень обрадуются!»

А вот еще.

В машине едет А Бянь (бывший президент Республики Китай), с коллегами в деревню, поднимать свой рейтинг перед выборами. Вдруг машина переворачивается. Крестьяне, работающие в поле, видят катастрофу, подбирают всех погибших и немедленно хоронят.

Вскоре приезжают полицейские их допрашивать: «Все ли погибли?»

Крестьяне отвечают: «Нет, А Бянь кричал, что он еще жив».

- «Так почему же вы его закопали?»

- «Вы же знаете, он никогда не говорит правду».

С другой стороны, это тот редкий пример всем понятного анекдота, базирующегося на вечной и интернациональной нелюбви к политикам. Большинство же современных анекдотов непереводимы без знания культурного подтекста. Они так быстро устаревают и сменяются, что через несколько лет даже местным становятся непонятны. Вот в 2001 году ходили анекдоты про Усаму бен Ладена и споры сибирской язвы, а поди сейчас вспомни, в чем их соль. Или как объяснить кому-то не из России анекдот двухгодичной давности.

«Постановление правительства: считать слово "Превед" официальным обращением к главе государства».

Так что, чем быстрее ритм жизни, тем мимолетней и неуловимей становится этот «единственно возможный в наше время вид фольклора», по словам литературоведа и культуролога В. Д. Днепрова. Сейчас уже бессмысленно составлять сборники, к моменту выхода книжки из печати половина анекдотов уже станет несмешной.

Ответы Mail.ru: кто придумывает анекдоты?

Анекдо́т (фр. anecdote — байка, небылица; от греч. το ανεκδοτо — неопубликовано, букв. «не выдано» ) — жанр фольклора — короткая смешная история. В современной трактовке (с середины 19 века) [1] анекдот чаще всего не основан на реальных событиях и имеет, как правило, необычную, парадоксальную концовку, которая и вызывает юмористический эффект. Анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты откликаются на любое событие. Все анекдоты, безусловно, имеют авторов, но, к сожалению, в большинстве случаев имена их неизвестны и самые удачные шутки распространяются рассказчиками. Чем строже гос. цензура, тем больше анонимных анекдотов. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике, сексе и. т. д. Исторический анекдот — это рассказ об историческом реальном событии и реально существовавших героях. В России XVIII—XIX вв. (и в большинстве языков мира до сих пор) слово «анекдот» имело несколько иное значение — это могла быть просто занимательная история о каком-нибудь известном человеке, необязательно с задачей его высмеять (ср. у Пушкина: «Дней минувших анекдоты») . Классикой того времени стали такие «анекдоты» про Потёмкина. У Даля (середина 19 века) , анекдот это короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае.

В основном они все из жизни!

Трахтенберг, я уверен

а вот мы и придумываем

Народ придумывает!

Нам учитель говорил что специальные институты чтобы лучше посмеялись над властью чем идти против нее

это очень засекреченная гос. структура

У меня дочь-блондинка, так анекдоты только успевай записывать!)) Для нас -анекдот, а для неё-образ жизни)))

в лесу была война царь сказал: у кого увижу оружие в жопу засуну идет лиса с пистолетлм в жопу идет волк в жопу идет заяц в жопу а заяц смется царь спрашивает почему смешься сука во там слон с тангом идет

люди, с хорошим чувством юмора берут из жизни. народный юмор <a rel="nofollow" href="http://ostrie.moskva.com/" target="_blank">http://ostrie.moskva.com/</a>

Люди с чувством юмора.

У армянского ради спросили: - А кто это там у вас сидит и придумывает эти анекдоты? Ответ: - Кто придумывает, тот и сидит.

инопланетяне с целью исследования человеческого мозга.

Встречаются на тропинке какашка и сопля, какашка в деревню идет из города, а сопля наоборот-в город. -Сопля говрит: -зачем ты идешь в деревню, там так погано, плюнут меня, да еще сапогом разотрут, а в городе-меня в платочек высморкают, завернут, в кармашек положат. Очень все культурно. -Какашка отвечает, что в деревне лучше, там тебя под кустик положат, лопушком накроют, такое уважение. А в городе что-водой смоют, мы все в трубе перемешаемся- никакой криативности и индивидуальности.

Кто придумал анекдот?

* * *

После осмотра врач говорит пациентке:

- Вы совершенно здоровы. Я только рекомендовал бы вам больше

бывать на свежем воздухе, а зимой теплее одеваться.

Дома муж спросил ее, что сказал врач.

- Рекомендовал мне летом отдых на море, а зимой - норковую шубу.

* * *

Больной жалуется врачу:

- У меня это... вот... ну, как называется, когда забываешь?

- Долги?

* * *

- Что, ждешь принца на белом "Лексусе"?

- Да нет... Главное, чтобы человек был хороший. А какого цвета "Лексус", неважно.

* * *

- Вчера встретил одноклассниц. Они как розы!..

- Что, расцвели?

- Нет, распустились...

* * *

Жена говорит мужу:

- Дорогой, за всю мою жизнь у меня было только два настоящих мужчины!

- А кто второй?

- Да ты и первого не знаешь.

* * *

Врача спрашивают журналисты:

- Во что обычно выливается чрезмерное потребление пива?

- Да если чрезмерное, то вопрос – во что, обычно, даже не ставится.

* * *

В регистратуре стоматологической поликлиники:

- Здравствуйте, можно сегодня попасть на приём к врачу Иванову?

- К сожалению, сегодня его нет.

- Нет? А не подскажете, когда его в следующий раз не будет?

* * *

Приходит ангел смерти к мужику ночью и говорит:

- Я пришел забрать твою душу!

Тот будит жену и говорит:

- Душа моя, за тобой пришли!

* * *

- А что такое обстоятельства непреодолимой силы?

- Пить будешь?

- Нет.

- Водочка - люкс, закусочка - чудо, и всё бесплатно!

- Тогда буду.

- Вот это и есть обстоятельства непреодолимой силы!

* * *

- Ты что такой нервный?

- Да развожусь я... Не знаю, как сказать об этом отцу...

- Почему?

- Да я ещё не говорил ему, что женился...

* * *

- Знаешь, я сегодня сделал семь полезных дел!

- Каких же?

- Да вот, прочитал в журнале, что выпить в день стакан вина считается полезным...

* * *

- Вы можете содержать семью? - спрашивает отец претендента на

руку дочери.

- Ну, конечно! - отвечает претендент.

- Я очень рад. Только не забывайте - нас восемь человек!

* * *

Воскресенье было последним днем перед женитьбой Джо, и он

решил провести его вместе с отцом в ресторане. Подняв бокал

и предложив выпить за здоровье отца, Джо спросил:

- Что ты мне пожелаешь, отец, накануне свадьбы - этого

ответственного шага в моей жизни?

- Две вещи, сынок. Первое - внуши жене с самого начала, что

один вечер в неделю ты должен проводить со своими друзьями.

- Резонно, а второе?

- Второе - не трать его на друзей!..

* * *

- Алло! Это секс по телефону?

- О, да-а, мой шалунчик! Я медленно снимаю блузку, расстегиваю юбку и...

- Это милиция беспокоит.

- Все-все! Уже оделась и ушла!

* * *

- Боже, какая же я была дура, когда с тобой связалась!

- А сейчас? Трое детей, "хрущевка" в Бирюлево и муж-алкоголик – умная очень, да?

* * *

Девушка, недавно вышедшая замуж, спрашивает у матери:

- Мама, а что ты делала с обедом, если он не нравился отцу?

- Я всегда оставляла его на ужин.

* * *

Инспектор ГИБДД:

- А что это у Вас за знак на стекле приклеен?

Водитель:

- Начинающий водитель!

Инспектор ГИБДД, поворачиваясь к своему коллеге:

- Я же тебе говорил "Начинающий водитель", а ты "Прочие опасности", "Прочие опасности"...

* * *

1 сентября первоклассник приходит домой, кидает портфель на пол и кричит родителям:

- Чего ж вы не предупредили, что это бодяга на 10 лет?!

* * *

- Папа, я устал нести сестричку. Я лучше возьму у тебя сумку

с бутылками.

- Ты что? А вдруг уронишь?


Смотрите также