Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Анекдот рассказывает елена образцова


Голос и судьба страница 11

я думаю, это ход Виктюка, чтобы у меня не было резкого перехода из оперы в драму. Виктюк - мудрый режиссер!

Давайте вернемся к преподаванию вокала. Вы сказали, что на своих уроках никакие технологические вещи про технику пения не говорите. Но на самом деле есть же что-то, что вы для себя находили, - не только "гхаа", но еще и какие-то другие "штучки". Когда вы преподаете или как член жюри конкурса оцениваете певца, наверное, вы оцениваете, прежде всего, насколько профессионально он владеет своим аппаратом и что он делает этим аппаратом. Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня про это немножечко поговорили. На сухом, желательно, максимально приемлемом для вас языке.

се более или менее дышат, дышат правильно, но многие, почти все, перебирают дыхание, кто-то недобирает дыхание - речь идет о дозировке дыхания, которая происходит потом, постепенно. Пение - это искусство дыхания. Сразу этому не научишься. А вот самое главное - найти маску в пении, найти все резонаторы - там, где у нас бывает насморк. Я семь лет назад решила написать книгу по технике пения. У меня колоссальное количество записей. И чем дальше идет время, тем больше я начинаю сомневаться, нужно это писать или нет. Потому что я так много знаю, что людям можно совершенно заморочить голову. Вообще я считаю, что книжки должны писать профессионалы. Также как преподавать должны профессионалы - люди, которые всю жизнь пропели. Только при этом условии они могут преподавать. А люди, которые никогда сами не пели и только думают, будто они знают, что такое пение, им нельзя преподавать. Я в этом абсолютно убеждена.

А разве не бывает случаев, когда слабые вокалисты становятся хорошими преподавателями. И наоборот. Нет? Ведь в балете бывает, что сам особенно блестяще не танцевал, а педагог потрясающий.

аоборот бывает. Может быть, и непоющие педагоги бывают, если специально родились для этого. Это тоже должен быть дар. Я очень дружу с Ренатой Тебальди. И она не может вести мастер-классы по технике пения. Она сказала: "Элена, я могу только преподавать музыку. То есть то, что мне говорили мои педагоги и дирижеры. Я могу сказать, где брать дыхание, где какой акцент во фразе - то, чему меня учили мои выдающиеся дирижеры. А вот где что прижать, зажать, ужать, что подать - в этом я ничего не понимаю". Она меня однажды пригласила к себе на мастер-класс. Она объясняла девочке какую-то арию. Я сразу сказала: "Сделай вот это, сделай то". А Рената большие глаза сделала и сказала: "Элена, откуда ты это знаешь?!" И добавила: "Я никогда ничего не знала, как я пела". Но Биргит Нильсон мне рассказала про "трюк" с самыми высокими нотами. Когда мы говорим с ней о музыке, о преподавании, о технике, она добавляет: "Элена, вот здесь опирай, все на диафрагме! Все на животе". "А как же ми-бемоли?" "Все на животе!" Ну, вот как же? Ведь ми-бемоль на животе никак не сделаешь! И Джоан Сазерленд никогда не говорит, как поет, говорит, что все поет стихийно.

Это правда или они не хотят раскрывать секреты?

чего скрывать? Конечно, правда. Сазерленд всегда говорит: "Не открывай рот". И сама всю жизнь пропела с закрытым ртом. Все, что мне говорят разные певцы, я начинаю анализировать для своей книжки про технику пения. И у каждого есть свой резон. Не открывать рот на верхних нотах - очень правильно. Но я подумала: "А почему?" Открываю все книжки по медицине, - оказывается, у нас тоже резонаторы есть над ушком. Колоссальные резонаторы, большущие такие вот дырки. Интуитивно, как она сама говорит, Сазерленд поет с закрытым ртом. А для колоратуры она находит это самое место, потому что от зубов быстро идет заворот в этот резонатор - и поэтому у нее высокие ноты так классно звучат. Значит, для меня самое главное - это приблизить все к резонаторам. Сюда, вперед, к лицу. Наша школа основана на том, чтобы петь во рту. А надо петь над ртом. Вот идет полость рта, а вот сверху идет еще полость резонатора. Я занимаюсь тем, чтобы научить хотя бы попадать в резонатор.

А вас кто этому научил?

таким вещам сама потом научилась.

Ну, у вас все звучало - я вчера ваши записи переслушивал - все звучало потрясающе! Елена Васильевна, там фраза из Леля - "Лель мой, Лель" - такая фразировка, что можно сойти с ума! Этому научиться невозможно. Вы с этим родились! А как это может быть? Вы рассказывали, что долго молчали, мычали. Я не понимаю, у вас был такой дар Музыки, в ваших ранних записях уже всё слышно!

ак вот поэтому у меня было страдание два года, когда мне педагог не давала петь, потому что не хотела, чтобы я пела неправильно. И она заставляла меня мычать и стонать.

А она знала вот про это - "над ртом"?

е уверена. Она говорила только: "Здесь, здесь". А что здесь? Я ничего не понимала, что здесь. Но я пыталась попасть. "Между бровей, между бровей". И соединила грудной резонатор с головным резонатором. А меня раздирала музыка! И все эти записи - с третьего курса. Потому что на третьем курсе объявили конкурс на Фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. И я сказала: "Я поеду". На что мне педагог ответила: "Лена, как вам не стыдно? Вы не умеете петь! Вы только недавно открыли рот!" Я сказала: "Больше не могу, я должна петь. Я поеду". Поехала - и взяла первую премию. А через несколько месяцев был конкурс Глинки. Я сказала: "Я поеду на конкурс Глинки". Она ответила: "Ну вы совсем нахалка!" И она была страшно обижена на меня, зачем я поехала. И опять я взяла первую премию. Потом я решила, что конкурсы больше петь не буду, потому что это такое напряжение всей нервной системы, сумасшедшее совершенно. Уже когда я была в Большом театре, меня вызвала к себе Фурцева и сказала, что очень хочет, чтобы я обязательно выиграла конкурс Чайковского. Мол, нужно выиграть и оставить первую премию у нас! Поэтому она обращается ко мне со специальной просьбой, чтобы я так подготовилась, чтобы эта первая премия была у нас. А я ей сказала: "Я спою конкурс Чайковского, если вы меня пошлете потом на конкурс Франсиско Виньяса в Испании". Потому что я всю жизнь хотела попасть в Испанию. Не знаю почему. И потом вся жизнь оказалась связана с Японией и с Испанией. И не успела я ей об этом сказать, не успели мы уговориться, тут как раз возьми и приди мне приглашение из Испании на конкурс. И вот так в моей жизни все завязано. Одно из другого вытекает, все правильно. Так все и случилось, я еще взяла и эти две первые премии на удивление моему педагогу.

Но вернемся к технике пения. Вы долго молчали, искали, как петь…

Ленка, когда помру, сделай так, чтобы всем было не грустно

Прощание с Еленой Образцовой проходило на Исторической сцене Большого театра. Играл симфонический оркестр. Над сценой звучал ее великий голос. Весь зрительный зал до верхних ярусов был заполнен публикой, которая несла актрисе цветы. На гражданской панихиде выступали официальные лица: Ольга Голодец, Владимир Мединский, Михаил Швыдкой, Александр Жуков, коллеги певицы: Иосиф Кобзон, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, Александр Ширвиндт, Николай Цискаридзе. Многие говорили, что Елена Обрацзова была лицом и голосом русской оперы. Еще студенткой она вышла на эту сцену. А последний раз ей аплодировали здесь всего два с половиной месяца назад. Вспомнили ее грандиозный дебют в Метрополитен-опера в середине 70-х, когда зал рукоплескал ей стоя больше десяти минут. А потом было ее восхождение на лучшие оперные площадках мира. Ее именем назвали планету, хотя Образцова и есть планета, целый космос, который вмещал беззаветную преданность профессии, огромную любовь к жизни, искрометный юмор, талант дружбы, преданность ученикам...

Прощание с Еленой Образцовой проходило на Исторической сцене Большого театраФото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Министр культуры России Владимир Мединский заметил, что Елена Образцова - именно тот случай, когда после своего ухода человек обретает бессмертие. Она была не только великой певицей и актрисой, но еще удивительным педагогом. Мечтала открыть в родном Санкт-Петербурге музыкальную академию. Не дожила до открытия всего девять месяцев. Но ее мечта все равно обязательно сбудется, в сентябре академия Образцовой начнет работать.

- Большой театр запоминает голоса людей, которые здесь пели, - вспоминала подруга певица Тамара Синявская. - Конечно, талант Елены, ее мощный голос навсегда останется в стенах этого театра. Многие удивлялись, что мы с ней дружили. Обе меццо-сопрано, обе выступали на одной сцене. Вроде бы должны быть соперницами. Но вместо соперничества, мы по-настоящему дружили. В Лене было столько очарования, бесшабашности, озорства...

- Леночка - великая дама, мировая звезда, - вторил Синявской Александр Ширвиндт. - Казалось бы она не должна сходить с пьедестала. И вдруг она с легкостью согласилась сыграть в спектакле Романа Виктюка «Реквием по Радамесу» вместе с Ольгой Аросевой и Верой Васильевой. Три великие актрисы взялись за эту авантюру с таким энтузиазмом, молодостью и... коньячком, что когда они начали репетировать, весь театр застыл от неожиданности. Такая в них была высокая творческая алчность. И если мы сегодня выражаем соболезнования, то их надо выразить нашей планете, которая с уходом таких людей, как Елена Образцова, еще больше погрязнет в пошлости и глупости.

Маквала Касрашвили - Управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра РоссииФото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

- Мы виделись 28 октября на юбилейном концерте в Большом театре, - вспоминал Николай Цискаридзе. - Накануне концерта Елена Васильевна прилетела в Петербург, где мы с ней и провели вечер, смеясь и рассказывая анекдоты. Хотя она уже плохо себя чувствовала, но вида не подавала. Ей было очень тяжело, но она вышла на сцену и пела на этом концерте партию Графини из «Пиковой дамы». Только поздно вечером, уже после банкета, когда я провожал ее к машине, она вдруг так пронзительно сказала: «Коля, я так хочу жить». Но даже тогда никто не мог подумать, что это ее последний выход на сцену. Сегодня на этой же сцене, главной в ее жизни, мы с ней прощаемся. А много лет назад именно здесь ее принимали в Большой театр. Такой жизненный круг совершают только очень большие артисты.

В конце гражданской панихиды слово взяла дочка актрисы, которую тоже зовут Елена. Она поблагодарила всех, кто помогал ей в эти дни.

- Я хочу сказать спасибо врачам, которые делали все , чтобы спасти мою маму, - сказала Елена. - Но бывают случаи, когда даже выдающиеся медицинские светила бессильны. Я хочу поблагодарить российское правительство, которое оплачивала лечение в клинике Лейпцига, МЧС, который вчера вечером помог привезти маму в Москву. И всех-всех, кто пришел с ней сегодня проститься. Мама любила этот театр, любила его публику. Ей подарили кусочек сцены, когда в театре делали ремонт. Этот фрагмент самой дорогой для нее сцены был рядом с ней до последнего дня, у ее кровати. Две недели мама провела в коме. Она никого не видела, не узнавала, не могла рассказывать свои любимые анекдоты. Она угасала. Но однажды я заметила, как немецкая медсестра находит на своем мобильном телефоне в YouTube мамины записи и включает их, когда за мамой ухаживает. Она надеялась, что мама услышит и ей станет легче. Персонал немецкой клиники был далек от оперного искусства. Они никогда не видели маму на сцене. Но они полюбили ее за то, что слышали ее музыку. И даже стали слагать о ней легенды. Они рассказывали друг другу, что маму навещал лично Владимир Путин. Это, конечно, была выдумка. И очень трогательный знак ее признания. Незадолго до смерти, мама сказала мне: «Ленка, когда помру, не надо траурных маршей и слез. Сделай так, чтобы всем было не грустно».

Прощание с Еленой Образцовой проходило на Исторической сцене Большого театраФото: Михаил ФРОЛОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Елену Образцову пытались вывести из комы лаем любимых собачек

«Атомная бомба Большого театра», - писали про Елену Образцову зарубежные СМИ. 12 января оперная дива скончалась от лейкемии в клинике Германии. Про певицу нам рассказала ее близкая подруга Елена Христенко, жена артиста «Кривого зеркала» Игоря Христенко (подробности)

Памяти оперной певицы, народной артистки СССР Елены Образцовой.О главных ролях, творчестве и последних днях жизни легенды мировой оперной сцены

Елена Образцова предчувствовала скорый уход и попрощалась с друзьями из больницы

Роман Виктюк, народный артист России, режиссер: «Она мне прислала из больницы СМС, в которой написала „Это конец“. Я могу сказать одним словом: она была эпоха. И заменить ее некому. И не скоро это произойдет».

Напомним, легендарная певица Елена Образцова скончалась сегодня в Германии после тяжелой болезни. Ей было 75 лет, 70 из которых Образцова провела на сцене. Она обладала уникальным диапазоном, исполняла как сложнейшие оперные партии, так и джазовые композиции, и старинные романсы.

Из-за ухудшения здоровья Елена Образцова вынуждена была отменить декабрьский концерт в Кремле, чтобы провести курс лечения в немецкой клинике. Сегодня сердце певицы остановилось. Прощание с Еленой Образцовой состоится в родном для нее Большом театре. Отпевание пройдет в храме Христа Спасителя, на что дал благословение патриарх Кирилл. Похоронят Елену Образцову на Новодевичьем кладбище Москвы.

Вспоминая звездный путь оперной дивы, обозреватель НТВ Владимир Чернышёв отмечает: Елене Образцовой с легкостью покорился сначала «Большой театр», где она дебютировала еще будучи студенткой, а следом — и другие крупнейшие площадки мира уровня Ла Скала и Венской оперы. Еще одной страстью Образцовой была благотворительность — ее талант заметили в раннем детстве, и позже, получив всемирную известность, певица делала все, чтобы открыть для театра новые.

Она была не просто звездой оперной сцены, она давно стала ее символом и — в соответствии с фамилией — образцом для коллег. Сами испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен всех времен после ее триумфального исполнения главной партии в опере Бизе. Ее именем называли малую планету под номером 4623. Ради нее даже останавливали спектакль в театре Метрополитен-опера во время гастролей Большого в США: овации после исполнения Образцовой арии Марины Мнишек в «Борисе Годунове» не смолкали — пять раз солистку вызывали на бис. Потом такие триумфы повторятся на американской и других сценах мира не раз — голос Образцовой многие будут называть эталоном меццо-сопрано.

Владимир Урин, генеральный директор ГАБТ РФ: «Когда в ее присутствии произносили слово „великая“, в этом ничего неестественного не было, потому что время все поставило на свои места».

Анна Нетребко, народная артистка России: «Она была для нас примером настоящей дивы, такой, какой дива должна быть во всех отношениях — с яркой индивидуальностью, с ярким голосом, такая, знаете, человек-солнце. Где бы она ни появлялась, она всегда освещала своей энергетикой всех присутствующих».

Подробности — в сюжете НТВ.

«Елена Образцова была самой прекрасной колдуньей!»

Театральный режиссер вспоминает, что она была лучезарным и веселым человеком, не чуждым азарта, и неистощимой на творческие выдумки во всех жизненных проявлениях. Елена Образцова, будучи в первую очередь великой оперной певицей, играла и в кино, и в театре – в том числе в постановках Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» и "Реквием по Радамесу". Елена Образцова вообще охотно принимала участие во всевозможных азартных затеях. Так что Роману Григорьевичу есть что вспомнить о Елене Прекрасной, как он называет певицу.

Роман Виктюк на церемонии прощания с Образцовой в Большом театре.Фото: РИА Новости

- Едем как-то с Леной на гастроли в Лас-Вегас. Везем пьесу, сделанную специально для Елены Образцовой. Она играла примадонну в годах, которая влюбляется в юного артиста. Но перед нашим вылетом в Америку у партнера Елены Васильевны Димы Бозина с ногой случается какая-то беда. Что-то перестало работать в коленной чашечке. У них с Леной в спектакле масса движений, а он на костылях и двинуться не может! Катастрофа! Прилетаем, Запихиваем Диму с костылями в номер отеля, и Лена говорит одно емкое слово по-русски, а она умела это говорить! Но все билеты в Лас-Вегасе на наш спектакль сметены и отменить его нельзя. Но Лена умела найти выход из любой передряги. Она заталкивает меня в такси и мы едем к хирургу. По дороге выясняется, что этот доктор – музыкальный маньяк, и оперу любит до потери пульса. Он за «Кармен» тебе и пару лишних рук пришьет, а не то что коленку починит. Мы прибываем, Лена поет ему Хабанеру – хирург наш. Он согласен отремонтировать нашего артиста бесплатно. Лена его спрашивает: «Еще раз спеть?» - он: «Нет, теперь танцевать!» И Елена Васильевна хватает этого уже пожилого хирурга целует его в обе щеки. Но оказалось, что на эту операцию нужно подписать кучу бумажек, так что дальше мы пошли петь к главврачу клиники. От него – в скорую помощь, врачи которой должны были написать расписку, что подобрали нашего Диму на улице – только так можно получить разрешение на бесплатную операцию. И в скорой помощи случилось самое интересное – практически чудо. У них в глазах был ноль эмоций. Они Лену не знали и не хотели. Но Лена запела им арию Кармен, выдала колдовские фиотуры, тряханула волосами и грудью по-цыгански – а она это тоже умела будь здоров, – у них что-то там взвинтилось и, не приходя в сознание, прикрывая чичирки руками, они ставят подпись в бумаге. Лучшей «Кармен» я ни до, ни после не слышал. Магия Лены очень сильна, они, кажется, готовы были продать и родину, и стетоскоп, и главврача, который, кстати, сказал, что такого случая в Америке еще не бывало. Короче, над Димой нашим два часа колдовали в операционной, через два дня он уже стоял на ногах и мы отыграли спектакль. Вот какая Елена была - жрица и в вокале, и в жизни, и в театре.. Колдунья на метле. Хотя вообще-то Елена Васильевна при всем этом была очень трезвым человеком.

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

«Венера в мехах»

Мы с Еленой начали репетировать знаменитую «Венеру в мехах». А там, по тексту, голая статуя стоит в окне – и на ней меха. Лена говорит: тело у меня есть, три шубы есть – я готова. Я усложняю задачу: понимаешь, говорю, она должна же владеть всеми сексуальными истязательными аппаратами – и хлыстом, и шипами, и цепями и у нее не должно быть волос – она должна быть лысой, извини. Ау Елены всегда была космическая шевелюра! И она, конечно, задумалась. Мы сделали в репетициях перерыв. И однажды Елена исчезла, телефон не берет. Я уже извелся не на шутку, когда она звонит и зовет к себе. И трусишку Колю Цискаридзе возьми с собой, говорит, а то он не верит. Во что не верит, я расспрашивать не стал. Мы приходим, дверь открыта, Николай говорит, я боюсь, что за сюрприз такой? Я говорю: не трусь, делай па ножкой с третьей позиции. Он вошел кричит: Елена Васильевна, вы где?» Тишина. Тогда я уже кричу и из той комнаты, которая у нее называется спальня, появляется совершенно (!) обритая Елена Васильевна, на ногах черные сапоги, в руках цепь, плетка и еще какие-то железяки. И она тоненькая и такая красивая, что можно сойти с ума. Она ради этой роли похудела на 17 килограммов! Стоит и говорит: «Разве я теперь не Венера?». Коля грохается в обморок. И сколько времени прошло, а она, когда ее лечили в Германии, напомнила мне об этом: так, говорит, мы и не дорепетировали мою мечту. До последней секунды она была верна своей артистической сущности, идее, с которой она и пришла на землю. Теперь Венеры не будет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Елена Образцова завещала дочери: Ленка, когда помру, сделай так, чтобы всем было не грустно

Прощание с Еленой Образцовой проходило на Исторической сцене Большого театра. Играл симфонический оркестр. Над сценой звучал ее великий голос. Весь зрительный зал до верхних ярусов был заполнен публикой, которая несла актрисе цветы. На гражданской панихиде выступали официальные лица: Ольга Голодец, Владимир Мединский, Михаил Швыдкой, Александр Жуков, коллеги певицы: Иосиф Кобзон, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, Александр Ширвиндт, Николай Цискаридзе. Многие говорили, что Елена Обрацзова была лицом и голосом русской оперы. Еще студенткой она вышла на эту сцену. А последний раз ей аплодировали здесь всего два с половиной месяца назад. Вспомнили ее грандиозный дебют в Метрополитен-опера в середине 70-х, когда зал рукоплескал ей стоя больше десяти минут. А потом было ее восхождение на лучшие оперные площадках мира. Ее именем назвали планету, хотя Образцова и есть планета, целый космос, который вмещал беззаветную преданность профессии, огромную любовь к жизни, искрометный юмор, талант дружбы, преданность ученикам...(подробности)


Смотрите также