Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Отличие перформанса от инсталляции анекдот


самые дорогие перфомансы и инсталляции — Рамблер/женский

О разнице между инсталляцией и перформансом есть хороший анекдот, разумеется, неприличный — если кратко, то ценность и перформансов, и инсталляций он, мягко говоря, ставит под сомнение. Анекдоты на пустом месте не рождаются: если с традиционным искусством все как-то понятно, то искусство экспериментальное вызывает массу вопросов. Как упомянутые инсталляции, так и акционизм — хеппенинги, перформансы и пр. — искусство действия, в котором в фокусе не результат, а процесс. И, что интересно, он может стоить приличных денег: вспомним сенсационную историю с работой Бэнкси, самоуничтожившейся прямо на аукционе Sotheby’s. Случай уникальный: произведение из картины превратилось в самый дорогой перформанс в истории искусства — и именно это повысит рыночную стоимость полотна, полагаю, раза в два, а то и больше. Уверен, что в ближайшие пять лет оно еще не раз появится на торгах.

Простить нематериальному искусству не могут в первую очередь бесплотность: его не за что ухватить. В нем нет ни пиетета по отношению к самому себе, ни претензии на вечность. Не нова, однако, идея о том, что концепция может быть дороже воплощения. Не нов и тезис о том, что главное в искусстве (особенно в современном) — эмоции, которые испытывает зритель. В этом смысле роковым для истории искусства стал поп-арт, на 360° изменивший отношение к тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Если до него именно эстетические качества — красота, мастерство исполнения — определяли, искусство перед нами или нет, то теперь становится важно другое — идея, мысль.

Другая особенность нематериального искусства в том, что оно, во-первых, эфемерно, а во-вторых, существует не в трех, а в четырех измерениях. Четвертое — время, протяженность действа. В каком-то смысле к «четырехмерным» произведениям искусства можно отнести и инсталляцию, так как частью ее являются зрители, реагирующие на идеи художника и иногда становящиеся соавторами. Тогда встает вопрос рыночной стоимости: как купить то, что нельзя пощупать, а можно только испытать?

При этом перформансы Тино Сегала, автора «сконструированных ситуаций», стоят порядка $100 000. А одной из самых дорогих инсталляций, когда-либо проданных на аукционе, является буквально дыра в полу: работа «Без названия» авторства Маурицио Каттелана (май 2010-го, $7 922 500 на Sotheby’s — см. стр. 136). Что интересно, продажа 2010 года не первая: в 2004-м инсталляция была продана домом Christie’s за $1,8 млн Несмотря ни на что, нематериальное искусство покупают, и покупают дорого. Не только любители, но и институции вроде Центра Помпиду в Париже или Музея современного искусства в Нью-Йорке. Нематериальному искусству часто ставят в упрек провокативность. Что поделать: оно изначально было хулиганским. Примерно с конца XIX века в арт-кругах сетуют на то, что искусство становится все более зависимым от рыночной конъюнктуры: запросов музеев и организаций, предпочтений публики. Подразумевается, что с этим надо бороться, что порождает разнообразные манифесты и контркультурные акции. Так, в известном «Манифесте жизни художника» Марины Абрамович говорится: «Художник не должен идти на компромиссы с самим собой и с арт-рынком».

Нематериальное искусство зародилось как протест против тех самых компромиссов с арт-рынком: ограничений, накладываемых на художника обществом и коммерцией. И вот он, главный парадокс: сегодня это искусство стало полноправной частью арт-рынка и подчиняется ровно тем же глобальным маркетинговым законам, желает оно того или нет. Основной ценностью здесь (даже конечным продуктом, если угодно) становятся эмоции или инсайт, высекаемые взаимодействием зрителя, художника и арт-объекта. Именно за них платит деньги покупатель. Деньги немалые: рекордные продажи инсталляций и перформансов на открытых торгах исчисляются миллионами долларов, евро и фунтов.

При этом художники продолжают «быть против»: многие в попытке как-то ограничить коммерциализацию запрещают любую фиксацию (фото-, видео— и даже письменную) своих произведений. Например, упомянутый уже Тино Сегал свои работы продает, но предпочитает делать это за наличные, без свидетелей и только посредством словесного описания покупателю. Происходит это так: будущий покупатель видит, как перформанс исполняется в галерее, изъявляет желание его приобрести, связывается с художником и передает ему деньги, а художник передает подробные инструкции по исполнению перформанса. Такого, например, как «Поцелуй», где двое танцоров исполняют позы целующихся пар со знаменитых произведений искусства («Поцелуев» Климта, Родена и др.). Таким образом, большую часть времени работы Сегала нематериальны. Они хранятся в памяти автора и покупателя и материализуются только тогда, когда последний «одалживает» их музею или галерее. Зачастую вместо художника при этом выступают лично обученные им «интерпретаторы»: актеры, которым он объяснил тонкости и идею работы. Несмотря на столь непривычный способ передачи идеи, работы Сегала становятся частью ведущих коллекций современного искусства и музейных собраний. В августе 2017-го их можно было увидеть сразу на нескольких площадках в Москве: в Новой Третьяковке и Музее архитектуры им. Щусева.

Продажа без документов и свидетелей — конечно, частный случай. Чаще художники свои действия все же фиксируют. Фотографии перформансов и акций Марины Абрамович, чертежи и проекты Христо по обертыванию памятников и мостов (и фотографии этих мостов), детальные описания «невоплощенных идей» Сола Левитта и даже части реквизита, использовавшегося при исполнении перформанса или инсталляции, — вполне материальные объекты, занимающие сегодня почти 10% рынка современного искусства, и эта доля растет.

О востребованности лучше всего говорят продажи. Много лет у искусства перформанса на арт-рынке (в первую очередь в аукционной его части) есть лидер — Марина Абрамович. Фотофиксация ее перформансов 1970-х (The Complete Performances 1973–1975) в 2015 году была продана за рекордные $365 000. В первой половине 2018-го из всех ее работ, попавших на рынок, было продано 50%, а рекордом стала видеофиксация перформанса The Kitchen V, Carrying the Milk 2009 года, ушедшая с молотка на мартовском Christie’s за $65 000. В апреле 2018-го на последних крупных торгах современного искусства Sotheby’s в Милане проект Христо по обертыванию моста Понт-Нёф в Париже — два листа с чертежами и описанием процесса — при оценочной стоимости €60 000–80 000 был продан за €156 250. Особенность перформанса еще и в том, что в момент его фиксации (фото-, видео— или на бумаге) границы размываются. Из собственно перформанса можно получить, скажем, видеоарт, несколько графических работ и некие предметы, а при определенном расположении этих вещей относительно друг друга (если автор вложил в это расположение идею) — даже инсталляцию. Все дело в смыслах.

За дальнейшими успехами искусства перформанса и инсталляции на арт-рынке можно будет понаблюдать практически в режиме онлайн уже в середине ноября: в это время в ведущих аукционных домах будет проходить традиционная нью-йоркская неделя Contemporary and Modern Art.

Инсталляция

Это пространственная композиция, создаваемая, как правило, из привычных предметов, объединенных некой концепцией. Зачастую концепция излагается в экспликации (пояснительном тексте), но иногда сам смысл инсталляции — в случайных эмоциях и ассоциациях, которые зритель испытывает исходя из собственного житейского опыта.

Перформанс

Это искусство действия, имеющее сценарий и включающее четыре основных элемента: место, время, фигуру автора и взаимоотношения его и зрителя (что роднит этот вид искусства с театром).

Хеппенинг, в отличие от перформанса, сценария не имеет, а имеет только заданную отправную точку — условия начала действия. Основное же действие — почти всегда импровизация, результат взаимодействия художника и зрителя. Автор хеппенинга обычно не может предсказать ни количество участников, ни конечный результат. Известные примеры хеппенингов в масс-культуре — различные флешмобы на улицах городов (или ежегодная Монстрация).

Права обладания

Покупка прав обладания перформансом или любым другим видом нематериального искусства сравнима с покупкой франшизы известного бренда.

Например, стоимость перформанса Тино Сегала (с правом сдачи в аренду музеям) от $85 000 до $145 000. Средняя стоимость франшизы Starbucks $150 000.

Как коллекционировать нематериальное искусство:

— в собственной памяти

— самостоятельная фото— и видеофиксация перформансов

— покупка документальных хроник: фотографий, описаний

— приобретение предмета, задействованного в перформансе, или части инсталляции

— аренда перформанса

— приобретение сценария перформанса

— покупка перформанса

— приобретение авторских прав на перформанс

Чем отличается инсталляция от перфоманса — разница понятий

Как перфоманс, так и инсталляция являются частью современного искусства и рассчитаны на демонстрацию их зрителям. Бывает, человеку трудно уловить разницу между этими понятиями. Но увидев хоть раз оба действия, все становится предельно ясно. Так разница данных понятий может быть объяснена на простом примере дерева.

Когда человеку предложили посмотреть на цветущее дерево и насладиться его красотой и ароматом — явный пример инсталляции. Человек наблюдает за статичным предметом и уже свершившимся фактом, в этом случае — цветения. А вот в случае, если зрителю предложат ознакомится с процессом укоренения, полива, роста и только впоследствии цветения — это уже будет что-то вроде перфоманса. При этом все действия по уходу за деревом будет выполнять один человек. Но, от простых примеров перейдем к высокому и обозначим термины и разницу между ними, как это понимают художники.

Что такое перфоманс?

Современное искусство трактует понятие перфоманса как персональную, единоличную реализацию человеком задуманного плана и своей роли в нем. При этом обязательно личное присутствие творца сюжета, как правило, авторы лучше могут донести задумку до зрителя. Главнейшей составляющей перфоманса принято считать движение. Движение может быть как активным, так и едва заметным, главное — реализация и достижения желаемого автором эффекта.

Бытует мнение, что перфомансы неповторимы, показав однажды действие в одном месте, с одними декорациями и обстановкой, автор не может просто физически повторить тоже самое во второй раз. Ведь даже малейшая деталь, такая как порыв ветра, разное освещение или вздох действующего лица может кардинально поменять представление смотрящего о всем перфомансе. Многие предпочитают показ перфоманса под музыку или же человеческую речь, в случае когда звучит голос автора — он записан и проигрывается, но возможно и присутствие в действии голоса, принадлежащего другому человеку, который находится вне видимости зрителей.

Что такое инсталляция?

В мире современного искусства под инсталляцией подразумевается художественная композиция, зачастую это пространственный предмет. Автор создает свое творение из отдельных и абсолютно разных элементов. В качестве материалов художники используют предметы природного происхождения, одежду, средства быта и на этом данные перечень не заканчивается. Все, что попадет под руку и покажется подходящим автору, может стать частью инсталляции. При этом автор может специально сочетать неподходящие друг к другу вещи, но в конечном итоге выходит довольно гармоничный и продуманный результат. Вообще-то объектом инсталляции может стать и единичный, хорошо известный и знакомы всем предмет быта.

Как правило, при показе такого предмета идет расчет на то, что обыденная вещь заиграет новыми красками, в необычном для нее месте и окружении, например на выставке. Также становятся популярны инсталляции, которые демонстрируются с технологическими новшествами, это могут быть: презентационные и видео инсталляции, создаются они с помощью лазеров и другой оптической техники.

Разница понятий инсталляции и перфоманса

Основная отличительная черта этих понятий заключается в том, что инсталляция, как предмет искусства может быть представлен публике без присутствия его творца. Это может происходить на выставке или же путем ее трансляции на цифровых носителях. А вот представление зрителям перфоманса невозможно без присутствия автора, так как автор является неотъемлемой частью этого действия.

Одновременно инсталляция может выступать частью перфоманса, находясь на одной сцене, к примеру, в роли декорации или необходимого атрибута. Но, главную роль в перфомансе играет все же человек, а точнее его действия и движения.

Довольно часто инсталляция записывается на цифровой носитель и транслируется на экранах кинотеатров, рекламных баннерах и других, подходящих для этого средствах информации. При показе перфоманса — главным условием считается личное присутствие зрителя, его контакт с творцом и представлением, которое проводится автором в задуманном месте и в рамках самобытной идеи, которая с трудом поддается идентичному воспроизведению в последующие разы. При попытках записать перфоманс и в дальнейшем представить его на обозрение посредством теле и кино экрана, теряется вся эффектность происходящего и сглаживается впечатление от действия.

Конечно можно теоретически понять разницу в данных понятиях искусства, но по настоящему ее осознать можно лишь став воочию свидетелем этого действия.

Чем отличается инсталляция от перфоманса

В современном искусстве популярны инсталляции и перфомансы. Что они собой представляют?

Что представляет собой инсталляция?

Под инсталляцией в современном искусстве принято понимать художественную композицию — как правило, пространственную (то есть не нарисованную, а представляющую собой некий объемный предмет), — которая собрана автором из отдельных элементов, во многих случаях очень непохожих друг на друга. Это могут быть, к примеру, бытовые вещи, одежда или различные природные объекты.

Инсталляция

Автор инсталляции может намеренно объединять в ней предметы, не слишком оптимально сочетаемые между собой в общем случае, но несущие в себе смысл в виде единой композиции. В принципе, инсталляцией может быть и отдельный предмет — привычный в быту, но необычный в контексте окружающей его обстановки при обзоре инсталляции (например, на выставке).

Распространены инсталляции, оформленные с помощью средств мультимедиа — презентационные, видеоинсталляции, создаваемые с помощью лазеров и иных прогрессивных решений.

к содержанию ↑

Что представляет собой перфоманс?

Под перфомансом в современном искусстве принято понимать персональное, индивидуальное исполнение каким-либо человеком некоторой придуманной им роли в авторском же сюжете, имеющее определенный контекст и смысл. Личное участие автора перфоманса практически всегда обязательно, он, как правило, не отдает на исполнение придуманную им роль другим актерам.

Важнейший атрибут перфоманса — движение. Оно может иметь разную интенсивность, но тем не менее является частью представления автора, его роли.

Перфоманс

Перфомансы часто бывают совершенно неповторимыми: однажды показав представление в одном месте, в другом автор, если и сыграет что-то в рамках данной концепции, то по-другому. Это может быть обусловлено как его действиями, так и окружающей обстановкой, декорациями. Перфоманс довольно часто сопровождается музыкой, иногда — речью, непосредственно произносимой автором или записанной им, а в ряде случаев — принадлежащей другим людям.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие инсталляции от перфоманса в том, что первый термин соответствует художественному произведению, которое может быть представлено зрителям без непосредственного участия его создателя — например, на выставке. Перфоманс же практически невозможен без его автора, без его собственного исполнения придуманной им роли.

Инсталляция вполне может быть и элементом перфоманса — к примеру, как часть декораций, окружающих исполнителя. Но главную роль в нем так или иначе играет автор, его действия — поскольку, как мы отметили выше, одним из главных атрибутов перфоманса является движение.

Инсталляция может быть представлена в цифровом формате и рассчитана на показ на экране — кинотеатра, телевизора или компьютера. Перфоманс в большинстве случаев предполагает личное присутствие зрителя на представлении, которое организуется автором в определенном месте и в рамках уникальной концепции, которую с трудом возможно повторить. В записи перфоманс может иметь совершенно иной эффект, не так сильно впечатлять зрителя.

Определив, в чем разница между инсталляцией и перфомансом, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

ИнсталляцияПерфоманс
Что общего между ними?
Инсталляция может быть элементом перфоманса
В чем разница между ними?
Представляет собой некий пространственный объект или их совокупность — как художественное произведениеПредставляет собой игру автора на публике в рамках придуманной им же роли
Может быть показана публике без участия автора, необязательно анимируетсяПрактически невозможен без личного участия автора, предполагает движение — интенсивное или не очень
Может быть представлена в цифровом формате, записана, неоднократно воспроизведенаКак правило, предполагает личное присутствие зрителя на представлении автора, в записи перфоманс может не быть столь впечатляющим, как при реальном присутствии на нем

самые дорогие перформансы и инсталляции

Чем инсталляция отличается от перформанса и кто все это покупает. Об особенностях самых нематериальных из современных видов искусства и их присутствии на арт-рынке.

О разнице между инсталляцией и перформансом есть хороший анекдот, разумеется, неприличный — если кратко, то ценность и перформансов, и инсталляций он, мягко говоря, ставит под сомнение. Анекдоты на пустом месте не рождаются: если с традиционным искусством все как-то понятно, то искусство экспериментальное вызывает массу вопросов. Как упомянутые инсталляции, так и акционизм — хеппенинги, перформансы и пр. — искусство действия, в котором в фокусе не результат, а процесс. И, что интересно, он может стоить приличных денег: вспомним сенсационную историю с работой Бэнкси, самоуничтожившейся прямо на аукционе Sotheby’s. Случай уникальный: произведение из картины превратилось в самый дорогой перформанс в истории искусства — и именно это повысит рыночную стоимость полотна, полагаю, раза в два, а то и больше. Уверен, что в ближайшие пять лет оно еще не раз появится на торгах.

Простить нематериальному искусству не могут в первую очередь бесплотность: его не за что ухватить. В нем нет ни пиетета по отношению к самому себе, ни претензии на вечность. Не нова, однако, идея о том, что концепция может быть дороже воплощения. Не нов и тезис о том, что главное в искусстве (особенно в современном) — эмоции, которые испытывает зритель. В этом смысле роковым для истории искусства стал поп-арт, на 360° изменивший отношение к тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Если до него именно эстетические качества — красота, мастерство исполнения — определяли, искусство перед нами или нет, то теперь становится важно другое — идея, мысль.

Другая особенность нематериального искусства в том, что оно, во-первых, эфемерно, а во-вторых, существует не в трех, а в четырех измерениях. Четвертое — время, протяженность действа. В каком-то смысле к «четырехмерным» произведениям искусства можно отнести и инсталляцию, так как частью ее являются зрители, реагирующие на идеи художника и иногда становящиеся соавторами. Тогда встает вопрос рыночной стоимости: как купить то, что нельзя пощупать, а можно только испытать?

При этом перформансы Тино Сегала, автора «сконструированных ситуаций», стоят порядка $100 000. А одной из самых дорогих инсталляций, когда-либо проданных на аукционе, является буквально дыра в полу: работа «Без названия» авторства Маурицио Каттелана (май 2010-го, $7 922 500 на Sotheby’s). Что интересно, продажа 2010 года не первая: в 2004-м инсталляция была продана домом Christie’s за $1,8 млн. Несмотря ни на что, нематериальное искусство покупают, и покупают дорого. Не только любители, но и институции вроде Центра Помпиду в Париже или Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Нематериальному искусству часто ставят в упрек провокативность. Что поделать: оно изначально было хулиганским. Примерно с конца XIX века в арт-кругах сетуют на то, что искусство становится все более зависимым от рыночной конъюнктуры: запросов музеев и организаций, предпочтений публики. Подразумевается, что с этим надо бороться, что порождает разнообразные манифесты и контркультурные акции. Так, в известном «Манифесте жизни художника» Марины Абрамович говорится: «Художник не должен идти на компромиссы с самим собой и с арт-рынком».

Нематериальное искусство зародилось как протест против тех самых компромиссов с арт-рынком: ограничений, накладываемых на художника обществом и коммерцией. И вот он, главный парадокс: сегодня это искусство стало полноправной частью арт-рынка и подчиняется ровно тем же глобальным маркетинговым законам, желает оно того или нет. Основной ценностью здесь (даже конечным продуктом, если угодно) становятся эмоции или инсайт, высекаемые взаимодействием зрителя, художника и арт-объекта. Именно за них платит деньги покупатель. Деньги немалые: рекордные продажи инсталляций и перформансов на открытых торгах исчисляются миллионами долларов, евро и фунтов.

При этом художники продолжают «быть против»: многие в попытке как-то ограничить коммерциализацию запрещают любую фиксацию (фото-, видео- и даже письменную) своих произведений. Например, упомянутый уже Тино Сегал свои работы продает, но предпочитает делать это за наличные, без свидетелей и только посредством словесного описания покупателю. Происходит это так: будущий покупатель видит, как перформанс исполняется в галерее, изъявляет желание его приобрести, связывается с художником и передает ему деньги, а художник передает подробные инструкции по исполнению перформанса. Такого, например, как «Поцелуй», где двое танцоров исполняют позы целующихся пар со знаменитых произведений искусства («Поцелуев» Климта, Родена и др.). Таким образом, большую часть времени работы Сегала нематериальны. Они хранятся в памяти автора и покупателя и материализуются только тогда, когда последний «одалживает» их музею или галерее. Зачастую вместо художника при этом выступают лично обученные им «интерпретаторы»: актеры, которым он объяснил тонкости и идею работы. Несмотря на столь непривычный способ передачи идеи, работы Сегала становятся частью ведущих коллекций современного искусства и музейных собраний. В августе 2017-го их можно было увидеть сразу на нескольких площадках в Москве: в Новой Третьяковке и Музее архитектуры им. Щусева.

Продажа без документов и свидетелей — конечно, частный случай. Чаще художники свои действия все же фиксируют. Фотографии перформансов и акций Марины Абрамович, чертежи и проекты Христо по обертыванию памятников и мостов (и фотографии этих мостов), детальные описания «невоплощенных идей» Сола Левитта и даже части реквизита, использовавшегося при исполнении перформанса или инсталляции, — вполне материальные объекты, занимающие сегодня почти 10% рынка современного искусства, и эта доля растет.

О востребованности лучше всего говорят продажи. Много лет у искусства перформанса на арт-рынке (в первую очередь в аукционной его части) есть лидер — Марина Абрамович. Фотофиксация ее перформансов 1970-х (The Complete Performances 1973–1975) в 2015 году была продана за рекордные $365 000. В первой половине 2018-го из всех ее работ, попавших на рынок, было продано 50%, а рекордом стала видеофиксация перформанса The Kitchen V, Carrying the Milk 2009 года, ушедшая с молотка на мартовском Christie’s за $65 000. В апреле 2018-го на последних крупных торгах современного искусства Sotheby’s в Милане проект Христо по обертыванию моста Понт-Нёф в Париже — два листа с чертежами и описанием процесса — при оценочной стоимости €60 000–80 000 был продан за €156 250. Особенность перформанса еще и в том, что в момент его фиксации (фото-, видео- или на бумаге) границы размываются. Из собственно перформанса можно получить, скажем, видеоарт, несколько графических работ и некие предметы, а при определенном расположении этих вещей относительно друг друга (если автор вложил в это расположение идею) — даже инсталляцию. Все дело в смыслах.

За дальнейшими успехами искусства перформанса и инсталляции на арт-рынке можно будет понаблюдать практически в режиме онлайн уже в середине ноября: в это время в ведущих аукционных домах будет проходить традиционная нью-йоркская неделя Contemporary and Modern Art.

Инсталляция

Это пространственная композиция, создаваемая, как правило, из привычных предметов, объединенных некой концепцией. Зачастую концепция излагается в экспликации (пояснительном тексте), но иногда сам смысл инсталляции — в случайных эмоциях и ассоциациях, которые зритель испытывает исходя из собственного житейского опыта.

Перформанс

Это искусство действия, имеющее сценарий и включающее четыре основных элемента: место, время, фигуру автора и взаимоотношения его и зрителя (что роднит этот вид искусства с театром).

Хеппенинг, в отличие от перформанса, сценария не имеет, а имеет только заданную отправную точку — условия начала действия. Основное же действие — почти всегда импровизация, результат взаимодействия художника и зрителя. Автор хеппенинга обычно не может предсказать ни количество участников, ни конечный результат. Известные примеры хеппенингов в масскультуре — различные флешмобы на улицах городов (или ежегодная Монстрация).

Права обладания

Покупка прав обладания перформансом или любым другим видом нематериального искусства сравнима с покупкой франшизы известного бренда.

Например, стоимость перформанса Тино Сегала (с правом сдачи в аренду музеям) от $85 000 до $145 000. Средняя стоимость франшизы Starbucks $150 000.

Как коллекционировать нематериальное искусство:

— в собственной памяти,

— самостоятельная фото- и видеофиксация перформансов,

— покупка документальных хроник: фотографий, описаний,

— приобретение предмета, задействованного в перформансе, или части инсталляции,

— аренда перформанса,

— приобретение сценария перформанса,

— покупка перформанса,

— приобретение авторских прав на перформанс.

Мировая провокация: самые дорогие перформансы и инсталляции. Фото | ForbesLife

О разнице между инсталляцией и перформансом есть хороший анекдот, разумеется, неприличный — если кратко, то ценность и перформансов, и инсталляций он, мягко говоря, ставит под сомнение. Анекдоты на пустом месте не рождаются: если с традиционным искусством все как-то понятно, то искусство экспериментальное вызывает массу вопросов. Как упомянутые инсталляции, так и акционизм — хеппенинги, перформансы и пр. — искусство действия, в котором в фокусе не результат, а процесс. И, что интересно, он может стоить приличных денег: вспомним сенсационную историю с работой Бэнкси, самоуничтожившейся прямо на аукционе Sotheby’s. Случай уникальный: произведение из картины превратилось в самый дорогой перформанс в истории искусства — и именно это повысит рыночную стоимость полотна, полагаю, раза в два, а то и больше. Уверен, что в ближайшие пять лет оно еще не раз появится на торгах.

Простить нематериальному искусству не могут в первую очередь бесплотность: его не за что ухватить. В нем нет ни пиетета по отношению к самому себе, ни претензии на вечность. Не нова, однако, идея о том, что концепция может быть дороже воплощения. Не нов и тезис о том, что главное в искусстве (особенно в современном) — эмоции, которые испытывает зритель. В этом смысле роковым для истории искусства стал поп-арт, на 360° изменивший отношение к тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Если до него именно эстетические качества — красота, мастерство исполнения — определяли, искусство перед нами или нет, то теперь становится важно другое — идея, мысль.

Другая особенность нематериального искусства в том, что оно, во-первых, эфемерно, а во-вторых, существует не в трех, а в четырех измерениях. Четвертое — время, протяженность действа. В каком-то смысле к «четырехмерным» произведениям искусства можно отнести и инсталляцию, так как частью ее являются зрители, реагирующие на идеи художника и иногда становящиеся соавторами. Тогда встает вопрос рыночной стоимости: как купить то, что нельзя пощупать, а можно только испытать?

При этом перформансы Тино Сегала, автора «сконструированных ситуаций», стоят порядка $100 000. А одной из самых дорогих инсталляций, когда-либо проданных на аукционе, является буквально дыра в полу: работа «Без названия» авторства Маурицио Каттелана (май 2010-го, $7 922 500 на Sotheby’s). Что интересно, продажа 2010 года не первая: в 2004-м инсталляция была продана домом Christie’s за $1,8 млн. Несмотря ни на что, нематериальное искусство покупают, и покупают дорого. Не только любители, но и институции вроде Центра Помпиду в Париже или Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Нематериальному искусству часто ставят в упрек провокативность. Что поделать: оно изначально было хулиганским. Примерно с конца XIX века в арт-кругах сетуют на то, что искусство становится все более зависимым от рыночной конъюнктуры: запросов музеев и организаций, предпочтений публики. Подразумевается, что с этим надо бороться, что порождает разнообразные манифесты и контркультурные акции. Так, в известном «Манифесте жизни художника» Марины Абрамович говорится: «Художник не должен идти на компромиссы с самим собой и с арт-рынком».

Нематериальное искусство зародилось как протест против тех самых компромиссов с арт-рынком: ограничений, накладываемых на художника обществом и коммерцией. И вот он, главный парадокс: сегодня это искусство стало полноправной частью арт-рынка и подчиняется ровно тем же глобальным маркетинговым законам, желает оно того или нет. Основной ценностью здесь (даже конечным продуктом, если угодно) становятся эмоции или инсайт, высекаемые взаимодействием зрителя, художника и арт-объекта. Именно за них платит деньги покупатель. Деньги немалые: рекордные продажи инсталляций и перформансов на открытых торгах исчисляются миллионами долларов, евро и фунтов.

При этом художники продолжают «быть против»: многие в попытке как-то ограничить коммерциализацию запрещают любую фиксацию (фото-, видео- и даже письменную) своих произведений. Например, упомянутый уже Тино Сегал свои работы продает, но предпочитает делать это за наличные, без свидетелей и только посредством словесного описания покупателю. Происходит это так: будущий покупатель видит, как перформанс исполняется в галерее, изъявляет желание его приобрести, связывается с художником и передает ему деньги, а художник передает подробные инструкции по исполнению перформанса. Такого, например, как «Поцелуй», где двое танцоров исполняют позы целующихся пар со знаменитых произведений искусства («Поцелуев» Климта, Родена и др.). Таким образом, большую часть времени работы Сегала нематериальны. Они хранятся в памяти автора и покупателя и материализуются только тогда, когда последний «одалживает» их музею или галерее. Зачастую вместо художника при этом выступают лично обученные им «интерпретаторы»: актеры, которым он объяснил тонкости и идею работы. Несмотря на столь непривычный способ передачи идеи, работы Сегала становятся частью ведущих коллекций современного искусства и музейных собраний. В августе 2017-го их можно было увидеть сразу на нескольких площадках в Москве: в Новой Третьяковке и Музее архитектуры им. Щусева.

Продажа без документов и свидетелей — конечно, частный случай. Чаще художники свои действия все же фиксируют. Фотографии перформансов и акций Марины Абрамович, чертежи и проекты Христо по обертыванию памятников и мостов (и фотографии этих мостов), детальные описания «невоплощенных идей» Сола Левитта и даже части реквизита, использовавшегося при исполнении перформанса или инсталляции, — вполне материальные объекты, занимающие сегодня почти 10% рынка современного искусства, и эта доля растет.

О востребованности лучше всего говорят продажи. Много лет у искусства перформанса на арт-рынке (в первую очередь в аукционной его части) есть лидер — Марина Абрамович. Фотофиксация ее перформансов 1970-х (The Complete Performances 1973–1975) в 2015 году была продана за рекордные $365 000. В первой половине 2018-го из всех ее работ, попавших на рынок, было продано 50%, а рекордом стала видеофиксация перформанса The Kitchen V, Carrying the Milk 2009 года, ушедшая с молотка на мартовском Christie’s за $65 000. В апреле 2018-го на последних крупных торгах современного искусства Sotheby’s в Милане проект Христо по обертыванию моста Понт-Нёф в Париже — два листа с чертежами и описанием процесса — при оценочной стоимости €60 000–80 000 был продан за €156 250. Особенность перформанса еще и в том, что в момент его фиксации (фото-, видео- или на бумаге) границы размываются. Из собственно перформанса можно получить, скажем, видеоарт, несколько графических работ и некие предметы, а при определенном расположении этих вещей относительно друг друга (если автор вложил в это расположение идею) — даже инсталляцию. Все дело в смыслах.

За дальнейшими успехами искусства перформанса и инсталляции на арт-рынке можно будет понаблюдать практически в режиме онлайн уже в середине ноября: в это время в ведущих аукционных домах будет проходить традиционная нью-йоркская неделя Contemporary and Modern Art.

Инсталляция

Это пространственная композиция, создаваемая, как правило, из привычных предметов, объединенных некой концепцией. Зачастую концепция излагается в экспликации (пояснительном тексте), но иногда сам смысл инсталляции — в случайных эмоциях и ассоциациях, которые зритель испытывает исходя из собственного житейского опыта.

Перформанс

Это искусство действия, имеющее сценарий и включающее четыре основных элемента: место, время, фигуру автора и взаимоотношения его и зрителя (что роднит этот вид искусства с театром).

Хеппенинг, в отличие от перформанса, сценария не имеет, а имеет только заданную отправную точку — условия начала действия. Основное же действие — почти всегда импровизация, результат взаимодействия художника и зрителя. Автор хеппенинга обычно не может предсказать ни количество участников, ни конечный результат. Известные примеры хеппенингов в масскультуре — различные флешмобы на улицах городов (или ежегодная Монстрация).

что значит понятие "инсталляция"? чем оно отличается от понятия "перфоманс"?

проще так объяснить: в чем разница между перфомансом и инсталляцией: инсталляция – это когда накакал под дверь соседу, накрыл газеткой, поджег, позвонил в дверь и убежал, а перфоманс – это когда позвонил в дверь соседу, сосед открыл, ты снял штаны, накакал, накрыл газеткой и убежал

Буквы этого чтива - инсталляция, а то, что ты их читаешь и отличаешь от грибного дождя стекающего с крыши царствия небесного в себя - то это перфоманс.

Инсталляция законченое произведение, а перформанс живое действие ограниченное во времени.

Первое приминимо и к сантехнике, а именно унитаз, но в первую очередь это связано с пк, это установка программ, второе знакомо из мира автомобилей, шины созданные для повышенных эксплуатационных условий

Инсталляция и перфоманс - Арт

Термин инсталляция произошел от английского глагола "to install" (устанавливать), что до некоторой степени описывает технические аспекты изготовления инсталляции: ее не "рисуют", не "пишут", а именно что устанавливают, составляют, формируют из отдельных разрозненных частей. Искусство инсталляции - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.

Самыми древними предтечами инсталляции можно считать всевозможные сооружения алтарного типа внутри культовых помещений. Полно инсталляцинно-подобных причуд было во все времена и особенно в период барокко и роккоко. Однако жанрово осмыслилась и тематизировалась инсталляция в совсем недавние времена, когда стали рушиться жанровые и видовые границы внутри искусств. Основоположниками инсталляции стали дадаист М. Дюшан и сюрреалисты.

Наряду с объектами, перформансами, хэппенингами, акциями, лэндартом и энвайронментом, инсталляция являет некий плавающий, в пластическом и жанровом отношении, вид деятельности, где доминирующими являются расширенный контекст проецирования и назначающий жест художник.

Эта большая интерактивная инсталляция под названием «Облако» была создана канадским художником Кэйтилинг Браун. Она засветилась в сентябре этого года на выставке в Калгари. «Облако» сделано из более 5000 лампочек, флуоресцентных лампочек и веревочек, за которые можно потянуть.

Посетители могли пройти «под дождем» из веревочек, включая и выключая свет.

Это давало забавную иллюзию, что по облаку проходят молнии.

Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.

Лондонский дизайнер Пол Кокседж создал изумительную инсталляцию, напоминающую листы бумаги, разносимые ветром. Он создал этот шедевр для Фестиваля огней в Лионе, Франция. Инсталляция появилась во дворе лионского отеля «де Вилле». Ее длина составляла 25 метров, и она состояла из светящихся электрических лампочек. Каждый из этих «листов» лепили вручную в Лондоне, а затем собирали на месте.В чём же принцип этого вида искусства? Всё просто – нужно найти смысл каждой вещи. Инсталляция раскрываем многозначность каждого предмета вокруг нас, показывает его скрытые смыслы и черты. Не обязательно выбирать для инсталляции что-то красивое и выдающееся, что-то шокирующее или вызывающее, сам по себе предмет является уникальным, поэтому приверженцы этого направления ищут искусство во всём. Поиск смыслов и символов в мире – вот в чём суть инсталляции. Это не значит, что смотря на вещь нужно со стороны подходить к её сути, нет, инсталляция предлагает стать самой этой вещью, проникнуть внутрь её и узнать её предназначение. Особенность этого вида современного искусства в том, что у каждого отдельно взятого человека вещь будет находить свои символы. Вот почему инсталляция как творчество эксклюзивна сама по себе. Все мы разные и видим мир своими глазами, поэтому и наша инсталляция будет очень индивидуальна и порой не постижима для другого человека.

Современная инсталляция имеет разные формы, но самым распространённым является скульптура.

Канадские архитекторы и дизайнеры из компании «Claude Cormier + Associes Inc.» отдали дать уважения искусству Моне, отцу импрессионизма. Они собрали 90 000 пластиковых шариков над переходом к городской ратуши. Эти шарики пяти разных цветов заметно поднимали настроение и напоминали красочные виноградинки.

Именно через формы и объёмы мы может более глубоко проникнуть в предмет. Для своих творений авторы используют совершенно простые материалы, иногда даже те, которые, казалось бы, нельзя применять в искусстве. Например, металлом. Делая акцент с помощью цвета или формы, создатели пытаются донести смысл до человека.

Инсталляции можно подразделить на три основных типа, учитывая при том всю условность квалификации и многочисленные промежуточные и гибридные формы.


  • Первый тип характеризуется доминирующим сюжетно-повествовательным (или квази, или псевдо-сюжетным) началом. Примером могут служить многочисленные инсталяции Кабакова и отдельные Комара и Меламида.

  • Второй тип можно обозначить как объектно-предметный. Скажем, всевозможного рода имитации научных лабораторий, реальных и псевдо-реальных бытовых и музейных интерьеров.

  • И третий – визуально-визионерский, делающий акцент на созерцание некоего изображения или сооружения.

В рамках художественного фестиваля «Агитагуэда» в июле этого года две улицы в Португалии были украшены прекрасными красочными зонтиками. И они не только спасали от солнца тех, кто был внизу, но казались чем-то волшебным, вися в воздухе на «невидимых» проволоках.

Некоторые представители этого искусства вообще ничего не сооружают, они просто выделяют из многообразного мира предметов, окружающего человека, какой-то определённый и тем самым, заставляют подумать о его смысле обывателя. Например, огромные упаковки денег. Что каждый из нас видит в этом сюжете?

Дом у моря? Бассейн с шампанским? Дорогую машину? Или может быть, просто счастье?

Всё просто – оглядитесь вокруг, возможно, смысл всего сущего совсем рядом!

А теперь представьте : вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления – акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?Для начала разберемся, перфоманс - что это? Это короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства. От театра его отличает то,

что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ими персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства – центральная роль человека, его представляющего.

Light Art Performance Photography или LAPP-PRO - это дуэт из Бремена. LAPP это Жан Леонардо Воллерт (JanLeonardo Wallert) и Йорг Медза (Jorg Miedza), которые специализируются на перфоманс-фотографии. Процесс сопровождается музыкой. Называется такое искусство "световой скульптурой". Вы только посмотрите - какая красота рождается у этих бременских дарований.

Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс – что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления – акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики.

Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм – направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант – наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем.

Если акция - это действие, направленное на достижение какой-либо цели, а хэппенинг - просто "событие", то перформанс - именно представление. Соответственно, перформанс может быть менее внятен и лаконичен, чем акция; насыщен "второстепенными" деталями и нагружен скрытыми смыслами и неявными подтекстами. В этом смысле перформанс ближе к театральному представлению, чем собственно к акционизму. В отличие же от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специально приглашенные и подготовленные статисты. Однако, перформанс не обладает понятием отрепетированности, а театр - понятием серийности, которое в перформансе является одной из главных особенностей. В перформансе нет такого понятия как роль (нечто чужое, навязанное). То, что делает перфомансер, создавая перформанс, стоит назвать выбором дискурса - то есть определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра - художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же, цели спектакля и перформанса совершенно разные. Театр предполагает вызов определенных рефлексивных чувств, перформанс же, наоборот предполагает дистанцирование. А зритель - это объект приложения, но его эмоции и чувства это совсем не цель перформанса.

Еще одно отличие перформанса от хеппенинга и акции - это стремление к невовлечености зрителя в процесс действия и отсутствие спонтанности. Главный объект в перформансе - художник, его перевоплощение, его жест, его тело. Здесь можно увидеть близость с боди-артом, где в качестве произведения искусства так же выступает тело человека. Но в боди-арте тело - это некий заменитель плоскости холста, а в перформансе акцент ставится на тактильности. В нем реализуется все многообразие значений "тактильность" (прилагательное tactile производно от латинского глагола tango - трогать, прикасаться, пробовать, испытывать). Наличие тактильности предполагает обнажение в перформансе, что усиливает погруженность данного вида искусства в реальную действительность, позволяет преодолевать многие табу, дает иные ощущения, нежели просто визуальное наблюдение.

Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них – «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем. Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

-

Источники

9 перформансов, которые сломали грань между искусством и провокацией

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Перформанс — заранее продуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе сценария лежит некая идея. Конечно же, этот вид искусства рассчитан на показ большой публике и на привлечение внимания, а кто, как не мировые звезды, сможет приковать к себе взгляд зрителя?

Красота и метафоричность некоторых перформансов привлекли внимание редакции AdMe.ru. А в качестве бонуса мы покажем наше любимое произведение этого жанра.

1. Тильда Суинтон спала в картинных галереях

На протяжении 2013 года те, кто прогуливался по музеям современного искусства, в качестве одного из экспонатов могли увидеть спящую Тильду Суинтон. Столь неожиданная встреча — основная мысль перформанса под названием «Быть может». Его идея заключается в том, что в жизни все возможно, в том числе увидеть спящую в музее знаменитость.

Перформанс продолжался 7 часов, на протяжении которых Тильда спала в стеклянной коробке между экспонатами, а затем просто уходила. Неотъемлемой частью шоу являлся эффект неожиданности: не было ни графиков, ни заявлений от артистки или работников музея.

Это не первый опыт актрисы: ранее она устраивала подобный спектакль в 1995 году в музеях Лондона и Рима.

2. Милла Йовович 6 часов жила в стеклянном кубе

В том же, 2013 году Милла Йовович приняла участие в проекте художницы Тары Сабкофф в рамках Венецианской биеннале. Перформанс назывался «Будущее/ Идеал», и в нем Милла попыталась передать характер типичного потребителя.

Актрису на 6 часов поместили в стеклянный короб, где она занималась своими делами на виду у многочисленных зрителей, не обращая на них никакого внимания. Ее единственная связь с внешним миром — смартфон, через который она заказывала доставку товаров из интернет-магазинов. Вначале Йовович с радостью распаковывала все покупки, пока ее «стеклянный домик» не оказался полностью завален коробками.

Завершился перформанс словами Миллы: «Нет, это уж слишком! Не понимаю, как все это здесь оказалось! На самом деле мне не нужно столько всего!»

3. Джей-Зи исполнял одну и ту же песню на протяжении 6 часов

В нью-йоркской галерее современного искусства Pace известный рэпер Джей-Зи провел весьма необычный концерт. На протяжении 6 часов он исполнял одну и ту же песню — «Picasso Baby» из нового альбома. В это время каждый из посетителей мог подойди и сесть напротив исполнителя. Целью рэпера было показать наступление того времени, когда граница между искусством и музыкой исчезает.

После выступления Джей-Зи сказал, что вдохновился работой «В присутствии художника» Марины Абрамович, которая также была среди зрителей. Стоит отметить, что рэпер не первый, кто придумал подобное: ранее группа The National со своей композицией «Sorrow» проделала нечто похожее.

4. Джон Леннон и Йоко Оно провели целую


Смотрите также