Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Провинциальный анекдот


«Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова

Знаменитые российские актёры, которые 30 ноября и 1 декабря покажут в Эстонии версию вампиловских «Провинциальных анекдотов» в постановке Московского современного художественного театра, заверяют, что эта пьеса полувековой давности и сегодня отнюдь не устарела.

«Провинциальные анекдоты» были написаны классиком советской драматургии Александром Вампиловым (автором «Утиной охоты», «Прошлым летом в Чулимске», «Старшего сына») в начале 60-х и впервые поставлены в знаменитом БДТ товстоноговского периода. В этой пьесе объединены два одноактных сюжета - «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Сколько раз после первой премьеры и на скольких сценических площадках «Анекдоты…» воплощались вновь и вновь - достоверных данных нет. Классика есть классика, она всегда востребована.

В чём изюминка?

На вопрос о том, чем отличаются «Провинциальные анекдоты» в постановке МСХТ, заслуженная артистка России Елена Проклова отвечает, что, пожалуй, наивностью и отсутствием подтекстов, которые надо было бы искать между строк. Над спектаклем не довлеет никакая идеология.

- Если в то время, когда Вампилов писал пьесу, она могла рассматриваться как борьба против цинизма, то сейчас мы имеем дело с давно забытым и прекрасным ощущением чистоты человеческой жизни, человеческих отношений. Если раньше стремились к тому, чтобы в спектакле было «второе дно», то здесь во главу угла поставлено желание как раз очистить всё от этих наслоений и попробовать вспомнить - а что мы как люди из себя представляем. Сколько мы ни ездим с этой постановкой - зрителя подкупает именно это: когда он находит подзабытое ощущение покоя и доброты, желание быть чище, - рассказывает Елена Игоревна.

Народный артист России Александр Пашутин добавляет, что, по его мнению, особенность данной постановки - в присутствии серьёзности там, где кажется возможным только посмеяться.

Пашутин Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ИТАР-ТАСС. Предоставлено Фондом ВАРП

- Вампилов - творческий наследник Гоголя. Там есть искушение «покомиковать». А вот чтобы донести серьёзную струну? Это сложно, но, мне кажется, в спектакле это есть. Думаю, вы вас не огорчим, - заверил Александр Сергеевич, вспомнив, как один искусствовед оценил очищающий заряд этого спектакля выразительной фразой «вы же Христа распяли!»…

Пьеса пятидесятилетней давности, по словам Пашутина, воспринимается отнюдь не как экзотическая картинка из советской истории, а как вполне сегодняшняя вещь.

И Проклова, и Пашутин вспоминают, с каким восторгом нынче принимали «Провинциальные анекдоты» в постановке МСХТ зрители в Германии. Люди приезжали на спектакль за сто-двести километров, были полные залы и долгие аплодисменты как знак благодарности за сценическое воплощение, не отягощённое формальными изысками «современного прочтения».

В Эстонии не впервые

Нескольким из участников нынешней постановки «Провинциальных анекдотов» Эстония и здешние зрители уже знакомы.

К примеру, Дениса Рожкова (сыгравшего в нескольких известных телесериалах последних лет - «Глухаре» и его сиквелах, «Чужом районе», «Чужих крыльях») здешняя аудитория может помнить по главной роли в показанном тут несколько лет назад спектакле «Безымянная звезда» по пьесе румынского писателя Михаила Себастиана.

- Принимали нас очень хорошо. По большому счёту, публика везде доброжелательна. Если люди приходят на спектакль - они приходят получить порцию хорошего настроения. Мне нравятся зрители в целом, - говорит Рожков, не выделяя эстонского зрителя среди других.

Елена Проклова вспоминает, что в прошлом году выступала перед здешней аудиторией в спектакле «Невеста напрокат» и в своём творческом вечере. Гастрольные выступления на эстонских подмостках, в том числе в Ида-Вирумаа, были у неё и раньше.

Проклова Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ИТАР-ТАСС. Предоставлено Фондом ВАРП

- Я была поражена, насколько люди соскучились по такому творческому общению. Всё-таки вместе прожито много, и просто так порвать эти связи по решению политиков не получается. Это как встречи родственников - всегда есть о чём поговорить, что вспомнить.

То, что межгосударственные и межчеловеческие культурные связи не рвутся, очень приятно и Александру Пашутину, тем более что с Прибалтикой у него связаны и ностальгические воспоминания. Александр Сергеевич уже побывал в Эстонии и в текущем году: весной играл в спектакле, посвящённом великой Раневской, и… читал текст «Тотального диктанта».

- Ага, значит, помнят меня, - искренне радуется он, когда журналист напоминает ему об этой «роли» диктующего. - Не подведу и сейчас!

По словам народного артиста, у аудитории в разных городах и странах действительно есть общее. Люди идут «на актёров», и если актёры выкладываются по полной, если действительно живут в обстоятельствах сюжета, если спектакль хорош - хороший приём его публикой гарантирован.

Часть творческого багажа

На афише «Провинциальных анекдотов» МСХТ - действительно имена, на игру которых стоит посмотреть. У этих мастеров русской сцены большой творческий багаж, и знаменитая вампиловская пьеса в нём - безусловно заметная и яркая, но не единственная составляющая.

- Не устаю благодарить судьбу за то, что востребована, и благодарить свой характер за то, что всё это мне по-прежнему интересно и перед каждой премьерой я переживаю, точно школьница, - признаётся Елена Проклова.

Елена Игоревна поделилась с нашим корреспондентом - какая новая роль у неё вот-вот увидит свет. Это - роль в постановке «Ямы» Куприна, причём здесь речь идёт как раз о творческом эксперименте. Ведь произведение Куприна воплощается в театре… русской песни Надежды Бабкиной и является сочетанием музыкального (песенного и хореографического) и драматического начал.

- Думаю, и публика напитается серьёзными эмоциями и мыслями, и для меня Куприн, которого я всегда любила, открылся с новой стороны: насколько далеко вперёд и глобально видел этот писатель. Я играю в этом спектакле необычную для себя роль - хромоногой, убогой, никому не нужной экономки и испытываю большое удовольствие от работы, - говорит артистка, приглашая гостей Москвы стать зрителями новой сценической вещи.

Александр Пашутин, которого журналист застал буквально перед отлётом в Сибирь, где у него проходил творческий вечер, сказал, что этот творческий вечер он проводит не один, а при участии таких достойных людей, как Чехов, Гоголь, Давид Самойлов и другие, и что с удовольствием привёз бы эту программу также аудитории в Эстонии. Как и новый фильм Юрия Грымова «Три сестры» со своим участием или ещё один хороший спектакль, где он занят, - «Обед для грешников».

По словам Дениса Рожкова, в кино он уже около трёх лет не снимается, а в театральном мире предложений сейчас много, однако в этом потоке много и «пены», и других, нетворческих, сложностей.

- Стараюсь в этой мутной воде держаться своего курса - не участвовать в совсем уж плохих спектаклях по пьесам плохого качества, - подчеркнул он. А на вопрос, не пробовал ли сам взяться за перо, ответил: - Сейчас модное поветрие считать себя и режиссёром, и драматургом. Я так не хочу поступать, потому что не люблю непрофессионализма. Это слишком серьёзные профессии, ими так просто не овладеть, даже несмотря на то, что я почти тридцать лет актёр.

Новым пьесам сегодня трудно, следуя канонам литературоведения, «откликаться на современность», потому что современность эта во всей её совокупности не внушает особого оптимизма, находит Рожков.

…Слово «анекдот» в названии спектакля, который привезут московские артисты в конце ноября-начале декабря, означает не только шутку, но и необычную поучительную историю. Увидеть в спектакле только прошлое или день настоящий, отнестись к сегодняшней жизни с улыбкой или задуматься об уроках происходящего - это каждый зритель «Провинциальных анекдотов» решит для себя сам.

Смотреть фильм «Провинциальный анекдот» онлайн в хорошем качестве бесплатно и без регистрации

«С нами что-то случилось, совсем одичали!»

Пьеса была написана Александром Вампиловым еще в 60-е, но и тут, в период раскола огромной страны, выглядит очень злободневно. Это, конечно же, трагикомедия, иного трудно было ожидать от мастера социальной сатиры, умевшего видеть пороки, слабости и терзания.

Смешно и жутко показана дурь, цинизм и душевность, причем последнее из перечисленных качеств мы проявляем к случайным знакомым все реже.

Длительность фильма всего полчаса, в нем снимались знаменитые актеры, все участники хорошо справились с задачами, созданные образы очень органичны.

«В одну сторону повел - рубль...».

9,5 из 10

la flamme

Кто же ты на самом деле ангел или человек ?

Возможно имя Наталья Киракозовой ровным счётом ничего не скажет рядовому простому зрителю. Но вот драматурга Александра Вампилова наверняка многие знают, а если не знают, то слышали или видели такие картины, как «Старший сын» с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым и «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем и Ириной Купченко. Именно Александр Вампилов и никто другой написал замечательную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1989 году, аккурат за год до вышеозначенного фильма, режиссёр Евим Падве снял одноимённое кино. К нему возможно я ещё вернусь в своих отзывах, но вот сейчас хотел бы рассказать именно о короткометражке 1990 года «Провинциальный анекдот».

За 33 минуты экранного времени, Натальи Киракозовой и компании удалось не просто повеселить и посмешить, но подарить встречу с любимыми артистами, которые не ударяли в грязь лицом и подтвердили своё реноме настоящих кудесником и профессионалов своего дела. С творчеством Альберта Филозова я познакомился очень давно, когда ещё смотрел один из выпусков «Ералаша». Затем были «Ночные забавы». В фильме «Провинциальный анекдот» он появляется не сразу, но уж когда пришёл, так будьте любезны получить по настоящему вкусный шок. Поразительно и то, что никогда не питал особых симпатий к актёру Станиславу Садальскому, но в этой короткометражной ленте он если не чудеса творит, но жжёт не по-детски. Да и другие актёры справились с возложенной на них миссией.

Значит так. Просыпаются два алкаша, возможно не законченных, потому как из их реплик мы увидим, что мозжечок у них того, функционирует. Просыпаются они значит зимой в трамвае. Холодно и уныло, а главное с величайшего господина бодуна. Как два таракана вываливаются на улицу и держат путь до гостиницы в которой они живут. Там-то всё действие и развернётся. Ух, как их достанет своего игрой на скрипке скрипач, который знай себе скрипит. А скрипача между прочим играет тот самый Хоботов их «Покровских ворот». Иначе говоря актёр Анатолий Равикович. Да, такой если разозлится, то своею скрипкой всех с ума сведёт, как пел один шансонье.

Как же этим бедолагам хочется похмелиться. Просто страсть, как горит и душа и горло. В гостинице бедлам, всё выпито и никто не даёт в долг жалкого червонца. Пока не даёт, пока. Но настанет день и час, как пел Михаил Боярский и на улице этих двух людей появится ангел или дьявол, маньяк или псих. Как знать ? Над этим сложнейшим вопросом им предстоит поломать свою бедную головушку. Они конечно красавцы, примутся за дело засучив рукава, а впрочем, это нельзя рассказывать, а посмотреть право слово стоит. Ух и жаркий будет день в провинциальном городке, в одной из гостиниц. Ух и жаркий. И смех и слезы. Только без любви.

10 из 10

nikromantik79

 

Провинциальные анекдоты — Википедия

«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале тысяча девятьсот шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.

Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.

Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».

История

Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.

История с метранпажем

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь

Действующие лица

  • Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
  • Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
  • Рукосуев — врач, приятель Калошина.
  • Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
  • Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
  • Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Двадцать минут с ангелом

Действующие лица

  • Хомутов — агроном
  • Анчугин — шофёр
  • Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка)
  • Базильский — скрипач, прибывший на гастроли
  • Ступак — инженер
  • Фаина — студентка (молодожёны)
  • Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

Место в творчестве

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».

Экранизация

По пьесе «История с метранпажем» в 1978 году на киностудии «Мосфильм» (Экспериментальное Молодёжное Творческое Объединение) был снят короткометражный художественный фильм «История с метранпажем».
В главных ролях: Наталия Белохвостикова, Георгий Вицин.

Провинциальные анекдоты Википедия

«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале тысяча девятьсот шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.

Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.

А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.

Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».

История

Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.

История с метранпажем

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь

Действующие лица

  • Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
  • Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
  • Рукосуев — врач, приятель Калошина.
  • Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
  • Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
  • Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Двадцать минут с ангелом

Действующие лица

  • Хомутов — агроном
  • Анчугин — шофёр
  • Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка)
  • Базильский — скрипач, прибывший на гастроли
  • Ступак — инженер
  • Фаина — студентка (молодожёны)
  • Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

Место в творчестве

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром та


Смотрите также