Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Анекдоты политические ссср


Над чем смеялись в СССР: Лучшие политические анекдоты за 70 лет!

Особым жанром были анекдоты политические — в них как в зеркале отражалась жизнь страны. Фактрум предлагает читателю проследить, над чем смеялись люди в СССР с 1920-х по 1980-е годы.

1920-е

— Когда были проведены первые свободные демокра­тические выборы советского типа?
— Когда Бог создал Еву из ребра Адама и сказал: «Выби­рай себе жену».

***

Ночь, темнота, стоит поезд, из поезда высовывается голова:

— Почему стоим?
— Паровоз меняют.
— Ясно. А на что?

***

На смерть Ленина.

Коммунист спрашивает еврея:

— Скажите, Баржанский, кого бы Вы хотели видеть на месте Ленина?
— Ой, как бы я хотел, чтоб вы все были на месте Ленина.

***

Рабинович попал за спекуляцию в ЧК. За выкуп в несколько десятков миллионов его освободили.

Через пару недель его опять взяли. За взятку в несколько сот миллионов выпустили на свободу.

Через пару недель за Рабиновичем пришли опять. Рабинович встречает их с мешком и каким-то аппаратом:

«Вот вам деньги, а вот — машинка. Шабаш, печатайте сами, а я на вас не работник».

1930-е

В СССР разрешили свободную охоту на медведей. Медведи побежали через границу. Среди них затесался заяц. Его спрашивают:

— А ты почему ты бежишь?
— Стреляют всех медведей подряд.
— Но ты же не медведь!
— Попробуйте доказать это органам!

***

Согнали колхозников на лекцию. Один не пошёл, потом спраши­вает у других, о чем там говорили.

— Да о двух евреях — Гегеле и Фейербахе.
— Ну и что?
— Ну, у одного зерно какое-то нашли, у другого материю. Посадят, наверное.

***

На колхозном собрании вручают подарки за хорошую работу к 7-му ноября.

— За отличную работу в поле товарищ Иванова преми­руется мешком зерна! (Аплодисменты).
— За отличную работу на ферме товарищ Петрова пре­мируется мешком картошки! (Аплодисменты).
— За отличную общественную работу товарищ Сидорова премируется собранием сочинений Ленина! (смех, апло­дисменты, выкрики из зала: «Так ей, бляди, и надо!»)

***

В Египте обнаружили мумию неизвестного фараона. Не смогли определить, кто это, и пригласили специалистов из СССР. Вскоре те сообщили:

— Это Рамзес XVIII.
— Как это вы установили?
— Раскололся, сволочь.

***

Рабинович вышел на октябрьскую демонстрацию с плакатом: «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство».

Парторг подбегает к нему:

— Вы что, издеваетесь?! Вы же старик! Когда вы были ребенком, товарищ Сталин еще не родился.
— Вот за это ему и спасибо!..

***

Вопрос после приветствия:

1920-е годы:

— Как вы живёте?

Начало 1930-х:

— Как вы? Живёте?

Конец 1930-х:

— Как??? Вы живёте?

1940-е

— Что такое философия?
— Это ловля черного кота в темной комнате.
— А что такое марксистско-ленинская философия?
— Марксистская философия отличается тем, что кота в этой комнате нет; а марксистско-ленинская — еще и тем, что один из ловящих то и дело кричит, что он поймал этого кота.

***

В актовом зале НИИ два портрета: портрет академика Иванова, который изобрел электричество, паровоз, пароход и самолет, и портрет академика Петрова, который изобрел академика Иванова.

***

Защищая диссертацию по теоретической физике, диссертант неоднократно ссылался на некоего Однокамушкина. После защиты к нему подошел один из профессоров и тихо спросил:

— Кто этот Однокамушкин?
— Это Эйнштейн, — тихо ответил ему диссертант.

(По-немецки и на идиш «Эйнштейн» — «один камень»)

***

Рабинович ходит по разбитым улицам недавно освобожденно­ го города и, останавливаясь у развалин, качает головой и говорит:

— Ай-яй-яй. И это все из-за одного человека!

Его задерживают и приводят в управление НКВД.

— Это кого же вы имеете в виду?
— Гитлера, разумеется!
— Хм… Можете идти. Вы свободны.
— Подождите, а вы кого имели в виду?

1950-е

Варианты ответа на вопрос: «Как живешь?»

— Как на пароходе: горизонты широкие, деваться некуда, тошнит, а едешь.
— Как Ленин: не кормят и не хоронят.
— Как жёлудь: кругом одни дубы и каждая свинья, но­ровит сожрать.
— Как картошка: если зимой не съедят, весной поса­дят.
— Как в сказке: чем дальше, тем страшнее.

***

— Не будет ли лучше высылать тунеядцев не в лагеря, а за границу?
— Не будет, ибо немедленно появятся миллионы новых тунеядцев.

(Конец 1950-х гг.)

***

Интервью с западным туристом.

— Есть ли в СССР дома терпимости?
— Да, но они все за городом и называются «до­мами отдыха».

***

Перед репатриацией из Италии в СССР армянин договорился с остающимся на Западе братом, что если в СССР хорошо, то он напишет письмо обычными чернилами, если плохо — зелеными.

Через некоторое время приходит от него письмо, написанное обычными чернилами: «Всё отлично, дали квартиру, работу, все в изобилии. Если и есть недо­статки, то только мелкие. Например, невозможно достать зеленые чернила» .

***

Отец и сын:

— Папа, у нас уже построен социализм или будет еще хуже?

1960-е

Вопрос армянскому радио:

— Что такое демократический централизм?
— Это когда каждый в отдельности против, а все вместе — за.

***

Социологический опрос рабочих и служащих.

— Как вы живёте?
— Хорошо.
— Что вы читаете?
— Газеты и журналы. Иначе откуда я знал бы, что живу хорошо?

***

Вопрос армянскому радио:

— Что будет, если в Сахаре построить социализм?
— Первые пятьдесят лет ничего не будет, кроме планов. А потом начнутся перебои с песком.

***

— Какие основные препятствия стоят перед совет­ским сельским хозяйством?
— Их четыре: весна, лето, осень и зима.

«Застой» — 1970-е-1980-е

Этот период в нашей стране был настоящий «золотой век» анекдота, в том числе анекдота политического. Многие из шуток того времени до сих пор способны вызвать улыбку.

***

Экскурсия на Красной площади. Один из туристов спрашивает экскурсовода:

— Зачем и когда построили Кремлевскую стену?
— Очень давно, для того, чтобы разбойники не нападали на честных горожан
— Оттуда? — спрашивает турист, указывая на Дворец съездов.

***

Встречает Брежнев мальчика:

— Здравствуй, мальчик. Какой у тебя красивый велосипед!
— У нас теперь все красивое: и машина, и квартира, и дача.
— Очень хорошо! Это партия и я лично дал твоему папе машину, кварти­ру и дачу. Ты знаешь, кто я?
— Папа, папа! Дядя Мойше из Америки приехал!

***

— Как советский народ двигался к коммунизму?

При Ленине — пешком сквозь туннель. Кругомтьма, впереди будто бы свет.

При Сталине — как в автобусе. Одни сидят, другие трясутся.

При Хрущеве — как в самолете Ан-2. Болтает, всех тошнит, а деваться некуда.

Теперь — как в открытом космосе. Непонятно куда и опереться не на что.

***

Брежнев выступает на заводе перед рабочими и служащими:

— В текущей пятилетке мы ещё испытывали определенный не­достаток в различных видах продукции. Но в будущей пяти­летке у нас уже будет всё, что нам потребуется.

Голос из зала:

— А у нас?

Из книги Доры Штурман и Сергея Тиктина «Советский Союз в зеркале политического анекдота». Лондон, 1985.

Политические анекдоты - это... Что такое Политические анекдоты?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Политические анекдоты — анекдоты, так или иначе касающиеся политических тем. В политических анекдотах высмеиваются действующий режим, руководители государства, идеологические установки, также бытовые условия и межличностные отношения в данный период.

Политические анекдоты живут столько, сколько политическая система. По политическим анекдотам можно судить об уровне демократии в стране, они являются проверкой общества. Если политический анекдот смешон и остр, значит, в стране авторитарный режим. А если вызывает лишь улыбку — значит, всё ехидство может выражаться легально в прессе. Чем больше количество политических анекдотов, тем сильнее тоталитарная центристская власть и анекдоты кажутся острее и смешнее. Анекдот всегда дает чуть-чуть утрированное, «сгущённое», положение действительности.

В 2008 году Британская газета The Times опубликовала итоги конкурса на лучший анекдот на тему коммунизма.[1] Победителем конкурса стал автор следующего анекдота:

Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу — обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше — обвинили в шпионаже, — говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя — обвинили в том, что у меня импортные часы, — жалуется третий.

Советские политические анекдоты

Политические анекдоты были широко распространены в Советском Союзе, в условиях жесткой цензуры на все прочие источники информации, помимо устной. Существует целый ряд исследований политических анекдотов как особой субкультуры советского периода.

По официальной статистике МВД СССР за период с 1921 года по 1953 гг. в Советском Союзе по статье 58.10. «Антисоветская агитация и пропаганда» было осуждено 871 тыс. человек[2]. Поэтому при Сталине был распространён следующий анекдот:

  • Разговор в камере:
    - Ты за что сидишь?
    - За лень. Вечером травили анекдоты с друзьями. Поздно закончили. Я решил: не хочется из дома выходить, лень, завтра с утра пойду донесу. А вот они сразу пошли..

Типично советские анекдоты высмеивали нищету, дефицит всех товаров и продуктов, авторитаризм власти и отсутствие свободы слова:

  • Всё во имя человека! Всё для блага человека! ..и все мы знаем этого человека.
  •  — В чём преимущество Советской системы? - В том, что она успешно преодолевает трудности, отсутствующие при других системах.
  • Покупатель заходит в булочную:
    - У вас молока нет?
    - Вы ошиблись. У нас булочная — у нас хлеба нет. А молока нет — в молочном, через дорогу.
  • Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!
  • Воспитательница в детском саду говорит детям:
     — В Советском Союзе каждый сытно ест и красиво одевается. В Советском Союзе люди живут в прекрасных квартирах. У всех детей в Советском Союзе много красивых игрушек…
    Вовочка расплакался:
     — Хочу… Хочу… Я хочу в Советский Союз!..
60-е

Анекдоты про Хрущёва и проводимую им «линию партии» (распространение кукурузы «квадратно-гнездовым способом», «догнать и перегнать» и пр.).

70-е

В поздние советские годы (конец 1970-х) очень резко высмеивался Брежнев, когда он стал, в последние годы жизни, тяжело болен и не в состоянии был самостоятельно решать важные вопросы, но тем не менее оставался на посту Генсека:

  • Пришел Брежнев на заседание ЦК в разных ботинках: один темный, другой светлый. Ему указали на это: надо съездить домой, переобуться, но он только отмахнулся: «Да и дома у меня такие же остались — один светлый, другой темный».
  • Сегодня в Кремле Леонид Ильич Брежнев принял французского посла. За английского.
  • Выпустили марку с изображением Брежнева, а она не клеится на конверт — одни не на ту сторону плюют, другие слишком усердно лижут.
и, также, множество анекдотов про его затруднённую дикцию.
80-е

Анекдоты про Перестройку, про Горбачева.

Расшифровка официальных аббревиатур

Особой формой политического анекдота является расшифровка официальных аббревиатур. Этот жанр имеет хождение во многих странах мира. Например в СССР некоторы аббревиатуры рашифровывались так:

  • ВКП(б) — Все Кончится Погромом (большим)
  • ВКП(б) — Второе Крепостное Право (большевиков)
  • СССР — это значит, что Смерть Сталина спасет Россию? (Сводка ОГПУ по Ленинграду от 17 марта 1934 года, выкрик ученика 5-го класса на уроке в школе)[3].

Политические анекдоты. Россия

В конце Перестройки и во время Августовского путча появились анекдоты про Ельцина.

С начала 2000-х появились анекдоты про Путина и его «вертикаль власти»:

  • Лиса: «Ворона, ты пойдешь голосовать за Путина?» (Ворона молчит.) Лиса опять: «Ворона, ты пойдешь голосовать за Путина?» (Ворона молчит.) Лиса настойчиво: «Да ну же, не вредничай, скажи, пойдешь голосовать за Путина или нет?» В конце концов ворона раскрывает клюв и каркает: «Дааа!» Сыр падает. Лиса его подхватывает и убегает. Ворона задумчиво: «А если бы я сказала „нет“, разве что-нибудь изменилось бы?».
  • Год 2023. Просыпаются Путин и Медведев с тяжелого бодуна.
    Путин:
    А ты не помнишь, кто из нас сегодня президент, а кто премьер-министр?
    Медведев:
    Да какая разница, ну пусть я буду премьер-министр.
    Путин:
    Ну, раз ты власть исполнительная, тебе за пивом и бежать.

Политические анекдоты. Украина

  • Летит кризис над США: О! вижу, я здесь хорошо поработал! Летит кризис над Европой: О! вижу, и здесь я отлично постарался!! Летит кризис над Украиной: А кто это здесь без меня такое понаделал???

Политические анекдоты. США

Анекдоты про Америку последнего времени, главным образом, высмеивали президента Буша:

  • — Почему у Америки, собирающей лучшие умы мира, такая дебильная внешняя политика?
    — Потому что президентом может стать только родившийся в Америке.

Конечно, ещё больше анекдотов про Буша в США. Скажем, бывший университетский преподаватель Буша совершенно открыто ругал его в СМИ, обзывая плохим учеником, получавшим не более 65 % (эквивалент российского троечника).

Есть анекдоты для всех режимов:

  • Скот исчисляют по головам, а правительство — по членам.

См. также

Примечания

Ссылки

Над чем смеялись в СССР – лучшие политические анекдоты за 70 лет

«Слыхал новый анекдот?» — всего лет двадцать назад такая фраза часто заменяла приветствие. Анекдоты «травили» постоянно — в курилках и на кухнях, в очередях и в студенческих общагах. Особым жанром были анекдоты политические — в них как в зеркале отражалась жизнь страны. Мы попробовали проследить, над чем смеялись люди в СССР с 1920-х по 1980-е годы.

1920-е

— Когда были проведены первые свободные демокра­тические выборы советского типа?
— Когда Бог создал Еву из ребра Адама и сказал: «Выби­рай себе жену».

***

Ночь, темнота, стоит поезд, из поезда высовывается голова:

— Почему стоим?
— Паровоз меняют.
— Ясно. А на что?

***

На смерть Ленина.

Коммунист спрашивает еврея:

— Скажите, Баржанский, кого бы Вы хотели видеть на месте Ленина?
— Ой, как бы я хотел, чтоб вы все были на месте Ленина.

***

Рабинович попал за спекуляцию в ЧК. За выкуп в несколько десятков миллионов его освободили.

Через пару недель его опять взяли. За взятку в несколько сот миллионов выпустили на свободу.

Через пару недель за Рабиновичем пришли опять. Рабинович встречает их с мешком и каким-то аппаратом:

«Вот вам деньги, а вот — машинка. Шабаш, печатайте сами, а я на вас не работник».

1930-е

В СССР разрешили свободную охоту на медведей. Медведи побежали через границу. Среди них затесался заяц. Его спрашивают:

— А ты почему ты бежишь?
— Стреляют всех медведей подряд.
— Но ты же не медведь!
— Попробуйте доказать это органам!

***

Согнали колхозников на лекцию. Один не пошёл, потом спраши­вает у других, о чем там говорили.

— Да о двух евреях — Гегеле и Фейербахе.
— Ну и что?
— Ну, у одного зерно какое-то нашли, у другого материю. Посадят, наверное.

***

На колхозном собрании вручают подарки за хорошую работу к 7-му ноября.

— За отличную работу в поле товарищ Иванова преми­руется мешком зерна! (Аплодисменты).
— За отличную работу на ферме товарищ Петрова пре­мируется мешком картошки! (Аплодисменты).
— За отличную общественную работу товарищ Сидорова премируется собранием сочинений Ленина! (смех, апло­дисменты, выкрики из зала: «Так ей, бляди, и надо!»)

***

В Египте обнаружили мумию неизвестного фараона. Не смогли определить, кто это, и пригласили специалистов из СССР. Вскоре те сообщили:

— Это Рамзес XVIII.
— Как это вы установили?
— Раскололся, сволочь.

***

Рабинович вышел на октябрьскую демонстрацию с плакатом: «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство».

Парторг подбегает к нему:

— Вы что, издеваетесь?! Вы же старик! Когда вы были ребенком, товарищ Сталин еще не родился.
— Вот за это ему и спасибо!..



Плакат «Спасибо любимому Сталину за счастливое детство!», 1936 год

***

Вопрос после приветствия:

1920-е годы:

— Как вы живёте?

Начало 1930-х:

— Как вы? Живёте?

Конец 1930-х:

— Как??? Вы живёте?

1940-е

— Что такое философия?
— Это ловля черного кота в темной комнате.
— А что такое марксистско-ленинская философия?
— Марксистская философия отличается тем, что кота в этой комнате нет; а марксистско-ленинская — еще и тем, что один из ловящих то и дело кричит, что он поймал этого кота.

***

В актовом зале НИИ два портрета: портрет академика Иванова, который изобрел электричество, паровоз, пароход и самолет, и портрет академика Петрова, который изобрел академика Иванова.

***

Защищая диссертацию по теоретической физике, диссертант неоднократно ссылался на некоего Однокамушкина. После защиты к нему подошел один из профессоров и тихо спросил:

— Кто этот Однокамушкин?
— Это Эйнштейн, — тихо ответил ему диссертант.

(По-немецки и на идиш «Эйнштейн» — «один камень»)

***

Рабинович ходит по разбитым улицам недавно освобожденно­ го города и, останавливаясь у развалин, качает головой и говорит:

— Ай-яй-яй. И это все из-за одного человека!

Его задерживают и приводят в управление НКВД.

— Это кого же вы имеете в виду?
— Гитлера, разумеется!
— Хм... Можете идти. Вы свободны.
— Подождите, а вы кого имели в виду?

1950-е

Варианты ответа на вопрос: «Как живешь?»

— Как на пароходе: горизонты широкие, деваться некуда, тошнит, а едешь.
— Как Ленин: не кормят и не хоронят.
— Как жёлудь: кругом одни дубы и каждая свинья но­ровит сожрать.
— Как картошка: если зимой не съедят, весной поса­дят.
— Как в сказке: чем дальше, тем страшнее.

(Начало 1950-х годов)

***

— Не будет ли лучше высылать тунеядцев не в лагеря, а за границу?
— Не будет, ибо немедленно появятся миллионы новых тунеядцев.

(Конец 1950-х гг.)

***

Интервью с западным туристом.

— Есть ли в СССР дома терпимости?
— Да, но они все за городом и называются «до­мами отдыха».

***

Перед репатриацией из Италии в СССР армянин договорился с остающимся на Западе братом, что если в СССР хорошо, то он напишет письмо обычными чернилами, если плохо — зелеными.

Через некоторое время приходит от него письмо, написанное обычными чернилами: «Всё отлично, дали квартиру, работу, все в изобилии. Если и есть недо­статки, то только мелкие. Например, невозможно достать зеленые чернила» .

***

Отец и сын:

— Папа, у нас уже построен социализм или будет еще хуже?

1960-е

Вопрос армянскому радио:

— Что такое демократический централизм?
— Это когда каждый в отдельности против, а все вместе — за.

***

Социологический опрос рабочих и служащих.

— Как вы живёте?
— Хорошо.
— Что вы читаете?
— Газеты и журналы. Иначе откуда я знал бы, что живу хорошо?

***

Вопрос армянскому радио:

— Что будет, если в Сахаре построить социализм?
— Первые пятьдесят лет ничего не будет, кроме планов. А потом начнутся перебои с песком.

***

— Какие основные препятствия стоят перед совет­ским сельским хозяйством?
— Их четыре: весна, лето, осень и зима.

«Застой» — 1970-е—1980-е

Этот период в нашей стране был настоящий «золотой век» анекдота, в том числе анекдота политического. Многие из шуток того времени до сих пор способны вызвать улыбку.

***

Экскурсия на Красной площади. Один из туристов спрашивает экскурсовода:

— Зачем и когда построили Кремлевскую стену?
— Очень давно, для того, чтобы разбойники не нападали на честных горожан
— Оттуда? — спрашивает турист, указывая на Дворец съездов.


Кремлёвский Дворец Съездов

***

Встречает Брежнев мальчика:

— Здравствуй, мальчик. Какой у тебя красивый велосипед!
— У нас теперь все красивое: и машина, и квартира, и дача.
— Очень хорошо! Это партия и я лично дал твоему папе машину, кварти­ру и дачу. Ты знаешь, кто я?
— Папа, папа! Дядя Мойше из Америки приехал!

***

— Как советский народ двигался к коммунизму?

При Ленине — пешком сквозь туннель. Кругомтьма, впереди будто бы свет.

При Сталине — как в автобусе. Одни сидят, другие трясутся.

При Хрущеве — как в самолете Ан-2. Болтает, всех тошнит, а деваться некуда.

Теперь — как в открытом космосе. Непонятно куда и опереться не на что.

***

Брежнев выступает на заводе перед рабочими и служащими:

— В текущей пятилетке мы ещё испытывали определенный не­достаток в различных видах продукции. Но в будущей пяти­летке у нас уже будет всё, что нам потребуется.

Голос из зала:

— А у нас?

Из книги Доры Штурман и Сергея Тиктина «Советский Союз в зеркале политического анекдота». Лондон, 1985.

10 лет тюрьмы за «верблюда»: как в СССР анекдоты приводили к расстрелу и лагерям

В Советском Союзе за рассказанную в компании смешную историю с политическим подтекстом можно было угодить за решетку

В  1948 году к 10 годам лишения свободы за политические анекдоты были приговорены Сергей Попович и Пиня Гельфман. Им вменили в вину «антисоветскую агитацию». Несчастный Попович рассказал 6 анекдотов, среди которых были, например, такие:

«Одна старушка в первый раз увидела верблюда. Она заплакала и сказала: бедная лошадь, до чего ее советская власть довела!».

Понятно, что анекдот был сочинен в голодные времена, когда советским властям приходилось закупать почти все продукты за границей.

Когда Поповичу предоставили в суде слово, он сказал примерно следующее: «Я рассказывал эти анекдоты без всяких целей, я тогда не понимал, что это антисоветская агитация. Теперь понимаю и очень сожалею о своем поведении, но тогда я не придавал им никакого значения».

Вот так, повеселившись полчаса в компании, человек попал на 10 лет в лагеря. Его друг Гельфман, выслушав эти 6 анекдотов, не побежал писать донос, а пересказал три из них своим товарищам, за что и поплатился таким же наказанием.

Анекдот

«В Ялте, на конференции (имеется в виду Ялтинская конференция союзников в феврале 1945 года – прим. ред.), русские дали обед для иностранцев. После обеда американцы и англичане поблагодарили хозяев за чай. У них спросили: почему только за чай? Потому что остальные продукты наши, ответили иностранцы».

политические заключенные1 октября 1991 г. Бывшие политзаключенные, освобожденные по указу президента РСФСР из лагерей в Пермской области, во время пресс-конференции. Кузьмин Валентин / Фотохроника ТАСС

Шутите? Расстрелять!

В более ранние годы наказание за подобную «антисоветскую агитацию» было еще более суровым. Например, в протоколе допроса сотрудника Кавказской железной дороги Павла Решетникова, датированном 1938 годом, указано: обвиняемый признался в том, что рассказал один (!) анекдот антисоветской тематики, и утверждает, что больше никакой антисоветской деятельностью не занимался. Приговор — расстрел.

В декабре 1945 года Иркутским областным судом был осужден за политический анекдот, «порочащий товарища Сталина и советскую власть», Алешин Петр Кириллович, директор средней школы. Алешин рискнул рассказать анекдот коллегам-учителям, и кто-то из них оказался очень расторопным, мгновенно сочинив и отправив донос на директора. Его приговорили к 7 годам лагерей, которые бывший директор отсидел полностью. Реабилитирован он был только в 1969 году.

После смерти Сталина и прихода к власти Хрущева, а затем Брежнева, сажать за политические анекдоты перестали, но люди еще долго рассказывали их друг другу шепотом, с оглядкой, привыкнув к осторожности.

Анекдот

«Сталин пожаловался одному из соратников на то, что его кабинет в Кремле заполонили мыши. Соратник посоветовал: создай среди мышей колхоз. Сразу половина сбежит, а половина помрет от голода».

Рискованные анекдоты про Сталина

Особенно серьезное наказание грозило за политические анекдоты во времена правления Иосифа Сталина. На эту тему, кстати, тоже был придуман анекдот: «Объявлен конкурс анекдотов о Сталине. Первое место — 25 лет лагерей. Второе — 15 лет. Поощрительная премия — 10 лет». После смерти вождя анекдот дополнили: «Условия конкурса отправили на тот свет. Прочитав их, Сталин лично дописал: главный приз — досрочное свидание с товарищем Сталиным».

Иосиф СталинИосиф Сталин. Источник: wikimedia.org

Зачем «травили» анекдоты

Анекдотом народное творчество откликалось на каждое событие, едко высмеивая то, что преподносилось официальной властью как благо для народа, являясь на самом деле настоящим ярмом.

Политические анекдоты в сталинскую эпоху приравнивались к антисоветской деятельности, за них вполне серьезно судили, сажали и расстреливали. Но люди все равно не могли без них обойтись: страх, недовольство и неуверенность в завтрашнем дне требовали какого-то выхода, накопившийся «пар» нужно было выпускать, вот и собирались на кухнях, пили вино и тихонько «травили» анекдоты, надеясь, что люди рядом верные.

А «верные» друзья зачастую, не дожидаясь утра, неслись в соответствующие органы и писали доносы.

Юмор становился методом борьбы, протеста против все больше сжимающихся тисков власти. Разница в СССР между реальной жизнью и пропагандой, льющейся со страниц газет, из черных репродукторов, а позднее — с экранов телевизоров, была огромной, и это для всех было очевидно. Вот народ и спасался юмором — в анекдотах можно было высказать то, о чем серьезно говорить боялись.

Анекдот

В лагере у новенького спрашивают: «Тебя за что осудили?» - «За лень». - «Это как?» - «Рассказывали допоздна политические анекдоты. Потом я лег спать, а товарищ не стал терять времени, пошел и написал на меня донос».

Советские лидеры — объекты шуток

Кадр из фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992 год. Главарь русской мафии (Андрей Мягков) пародирует Никиту ХрущеваКадр из фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992 год. Главарь русской мафии (Андрей Мягков) пародирует Никиту Хрущева

Один из исследователей такого феномена, как советские политические анекдоты, отметил интересную особенность: анекдоты про Владимира Ленина были злобными и в то же время в них сквозило какое-то уважение, анекдоты про Сталина получались очень злобными, но с еще большим уважением, анекдоты про Никиту Хрущева — смешные и незлые, а про Леонида Брежнева — и не очень смешные, и не злые. О Михаиле Горбачеве же удачных анекдотов практически нет — если только в них присутствовал сталинский фон.

Анекдот

Читает Брежнев доклад на съезде партии: - Социалистические государства идут нагавно... (задумывается) - Нагавно... (хмурится) - Нагавно... (тут ему шепчут: переверните, мол, страницу) - Нога в ногу со временем...

Леонид Брежнев25 марта 1977 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время посещения международной выставки "Сатира в борьбе за мир". Источник: Песов Эдуард / Фотохроника ТАСС

«Юмор — это агрессия». Михаил Мельниченко — о советских анекдотах и дневниках

— В предисловии к «Красному смеху» вы пишете, что основной жанр советского фольклора — это анекдот. Какие еще фольклорные жанры существовали наряду с ним и в какой момент анекдот выбился на первое место?

— Я пишу о том, что это основной фольклорный жанр для города. Для сельской местности роль анекдота могла выполнять частушка или песня. Для городской культуры анекдот уже накануне революции стал центральным жанром, однако он отличался от советского: был бытовым, менее агрессивным. О дореволюционном анекдоте я знаю не так много. Для советского я поднимал весь пласт источников, а о дореволюционном анекдоте сужу по тому, что публиковали в коммерческих сборниках, но там всегда очень грязный материал, потому что издатели для объема могли публиковать все что угодно. Из интересных мне жанров были также городские легенды. Сейчас в «Новом литературном обозрении» вышла книга Александры Архиповой и Анны Кирзюк «Опасные советские вещи» — они занимались слухами и городскими легендами. Так вот, авторы говорят, что городская легенда — это развернутая версия слуха. В каком-то смысле она близка к анекдоту, потому что реагирует на политическую повестку. Есть и фольклорные слухи, вроде московской банды попрыгунчиков, которая якобы привязывала пружины к своим ногам, в зубы вставляла уголья, а потом выпрыгивали из-за угла, чтобы грабить граждан. Банда, скорее всего, действительно существовала, и у них, как сейчас бы сказали, был хороший пиар-отдел.

— С какими источниками вы работали?

— В 1920-е годы анекдоты записывались свободно, поэтому их довольно много в дневниках. В начале 1920-х в СССР даже выходили сборники анекдотов, но они почти не сохранились.

— Почему?

— Это были плохие сборники, которые мало кто хранил. Кто сохраняет настенные календари, например? Это были ценности того же порядка. По книжной летописи мы установили, что в 1927 году вышло два советских сборника анекдотов в регионах, но эти книги найти невозможно. Условно это «100 анекдотов о том, что жена делает, когда мужа нет дома». Потом стало проблематично и небезопасно записывать анекдоты, поэтому количество записей в дневниках постепенно уменьшается. Моим основным источником стали коллекции анекдотов, которые собирались за рубежом, в эмиграции. С начала 1920-х там вышло около 40 сборников анекдотов. Было несколько центров, так сказать, анекдотопечатанья, самый главный — в Риге. Там вышло сборников шесть, часть из них с советской спецификой. У каждой волны эмиграции были свои сборники, они довольно тесно между собой связаны, в том смысле, что заимствовали материал друг у друга. Это самая крупная группа источников. Есть несколько коллекций записей фольклористов-любителей, то есть кто-то для себя выписывал анекдоты в блокнот. Я, например, только что пришел от вдовы советского дипломата, у которой неожиданно нашелся блокнот с записями позднесоветских анекдотов, потому что ее муж их собирал и любил рассказывать. Довольно крупный пласт — перестроечные публикации анекдотов; правда, они в значительной мере восходят к сборникам анекдотов третьей волны эмиграции. В Израиле вышел лучший в своем роде сборник «Советский Союз в зеркале политического анекдота». Огромное количество перестроечных сборников восходит к нему. Немного материала есть в мемуарах. То есть половина материала — из сборников анекдотов, а все остальное из разных источников.

— Почему, на ваш взгляд, в эмиграции случился такой бум печатания анекдотов?

— Потому что в эмиграции было множество людей с русским бэкграундом, запрос на юмор всегда очень велик, потому что юмор — это агрессия. Смех над СССР людям, вынужденно его покинувшим, помогал справиться со стрессом.

— Известно, что в 1930-е годы сверху пытались навязать так называемый фейклор: новины о Ленине — Сталине и тому подобное. А было ли нечто похожее с анекдотами?

— Да, пожалуй что, было. Во время войны редакторы советских газет пытались массово использовать анекдотическую традицию: они брали готовый материал, заменяли Сталина на Гитлера и публиковали. Но это было не повсеместно, в целом государство не признавало этот жанр вообще. Для советской прессы или науки анекдоты практически не существовали. В первом издании Большой советской энциклопедии был подраздел «Политические анекдоты», но потом он исчез.

— Вы собрали анекдоты, а как дальше с ними работали?

— Я пытался привязать их к определенной хронологии, то есть узнать, какой анекдот в какой период появляется. Точная датировка невозможна, потому что любой сюжет может быть гораздо старше. Анекдот о Сталине вполне может оказаться какой-нибудь средневековой персидской шуткой, которая докочевала до 1930-х и актуализовалась. Я старался привязывать их к хронологии по времени первой фиксации, потом делил на тематические группы. Это довольно сложно — примерно как систематизировать жизнь. Конечно, я как-то разделил их, но мое деление очень уязвимо для критики. Я старался смотреть на материал глазами историка, и в итоге книга оказалась по структуре похожей по делению на главы и подглавы на какой-нибудь школьный учебник по истории СССР. Антропологу это, конечно, близко не будет.

— Какие тематические блоки удалось выделить?

— По персонажам, внутриполитические штуки, внешняя политика, война, страны социализма, выезд в Израиль, дальше специальные тематические группы, которые очевидны: Чернобыль, евреи, армяне — например, армянское радио. Ранние я делил на блоки: «Коллективизация», «Индустриализация», «Отношение к советской власти», «Органы госбезопасности», «Террор», «Страх».

— К слову, с Чернобылем и евреями все понятно, а откуда взялось «Армянское радио»?

— Анекдоты об армянском радио восходят к абсурдистской загадке, которая в традиции называлась «армянская загадка», или «армянский анекдот». Что-то типа: «Зеленая в углу пищит — что это? Селедка. Почему зеленая? Моя селедка — во что хочу, в то и крашу. Почему пищит? Слушай, сам не знаю». Потом это постепенно эволюционировало в анекдоты об армянском радио.

— В чем специфика политического анекдота, есть ли у него некие жанровые законы?

— Я могу судить только о специфике советского анекдота. Анекдот распространяется, если он понятен большому количеству людей, а вся советская жизнь насквозь политизирована. Политизация унифицирует, из этого возникает питательная среда, благодаря которой текст может стать фольклорным, поэтому в СССР было много политических анекдотов, анекдотов, связанных со специальной советской тематикой, поскольку все, что имеет отношение к СССР, — это политика, даже супружеская измена имеет отношение к политике.

— В предисловии к «Красному смеху» сказано, что на заре СССР выходили разные сборники анекдотов, — расскажите об их специфике.

— Книга «Красный смех» написана исключительно на материале 1920-х годов. Он самый интересный для меня, потому что это золотой век советского анекдота — их очень много, и они очень хорошо задокументированы: у нас есть около 600 записей из личных дневников, есть публикации в эмигрантской периодике и минимум штук семь хороших сборников анекдотов. В основном это рижский и мюнхенский материал, то есть из тех мест, где осела первая волна. Есть публикация советских анекдотов 1925 года в журнале «Воля России», и она очень хорошая, потому что это явно коллекция человека, который жил в СССР, записывал, уехал и опубликовал. Анекдоты оттуда очень хорошо проверяются по другим текстам, то есть каждый из них имеет дублирующую запись в независимом источнике. Был во второй половине 1920-х годов рижский издатель Сергей Карачевцев, который публиковал все на свете, сам выступал редактором таких сборников и туда для объема нагонял кучу всякой ерунды. Все эти сборники связаны друг с другом: например, если оценивать анекдот только по количеству фиксаций, то у нас может быть какой-то сюжет, который есть в пяти фиксациях, при этом это все они из сборников Сергея Карачецева, к тому же анекдот может быть не фольклорным, а плодом его сумрачного юмора.

— А каков статус сборников анекдотов, выходивших в 1990-е, или, например, перестроечного сборника «Сталиниада»?

— У составителя «Сталиниады» Юрия Борева, который хотел написать историю СССР в анекдотах, были явно выраженные мемуаристские и писательские амбиции, поэтому он взял материал ограниченной социальной группы (своего круга общения) и очень сильно его переработал. Вообще он все это набрал непонятно откуда, а потом опубликовал огромными тиражами. Большое количество людей прочли его книгу, усвоили и забыли, что эти анекдоты из «Сталиниады», а теперь транслируют их дальше как широкую демократическую антисоветскую политическую традицию анекдота. Была история о том, как кто-то из фольклористов записал у крестьян фантастическую версию духовного стиха или большой былины, был счастлив, а они ему потом сказали, что выучили текст по книге, которую выписали из города. Это примерно из той же оперы — называется «нагадить в традицию».

— Ваш интерес к дневникам вырос из интереса к анекдотам?

— Да, все верно. Мне пришлось много работать с дневниками, а еще хотелось заниматься слухами, поэтому все дневники 1920-х годов я прорабатывал. Читать эго-документы мне стало гораздо интереснее, чем художественную литературу. В какой-то момент я совсем пересел на дневники.

— Как сформировался проект «Прожито»?

— Когда я сдал книгу «Советский анекдот» в издательство, нужно было двигаться дальше. Я некоторое время не понимал куда, поэтому взялся довести до публикации один из дневников, с которым работал по анекдотам, — дневник Мендельсона, который не опубликован до сих пор. Я потратил на его подготовку полтора года, мне очень хочется его издать книгой. С одной стороны, я готовил текст к публикации, а с другой — думал, как оптимизировать эту работу. Также мне хотелось сохранить отношения с наукой, но делать что-то свое, чтобы не оказаться в традиционных формах отчетности перед государственным работодателем. Из всего этого появилась идея такого поискового инструмента, а после — решение им заняться вместе с несколькими коллегами и друзьями.

— Как в ваши руки попадают дневники, это ведь совершенно частные документы?

— Мы начали наш проект с большой библиографии всех опубликованных дневников, а это порядка 2 000 единиц, которые можно найти просто по слову «дневник» в электронном каталоге Ленинки. Очень помогали коллеги: если выходила какая-то дневниковая публикация, то мне сразу об этом писали. Сейчас с нами работает редактор из Украины и занимается исключительно поиском новых дневников, она очень хороший поисковик, в день заводит по пять новых страниц. То есть она находит в какой-то городской газете, что ветеран передал дневник в школьный музей, фиксирует это в таблице, потом кто-то из наших редакторов связывается со школьным музеем, находит родственников автора в «Одноклассниках», пытается получить копию рукописи. К тому же люди сами нам приносят дневники.

— А как обстояли дела в самом начале?

— В первый год после открытия проекта нас очень поддержала «Медуза», благодаря сотрудничеству с которой у нас появились первые подписчики в Фейсбуке. Еще о нас написал паблик «Фаланстер». Именно из социальных сетей первые наши активисты и пришли. С нами работала Даша Маншина, которая пришла как раз благодаря фаланстеровскому посту и проработала у нас года полтора. В какой-то момент она работала даже больше, чем я. Даша пришла в самом начале, сделала очень много, а когда мы стали популярны, она ушла и нашла другую работу, потому что работала не из-за интереса к дневникам, а из активизма, желания помочь людям. Кстати, она внучка токаря Белоусова, дневник которого выпустило издательство Common place.

— Понятно, зачем историки читают дневники простых людей, а для чего они широкому читателю?

— Я убежден, что если источники не находятся в широком доступе, то их не существует. Я за доступ к информации, то есть все, что уничтожено, не может быть опубликовано, а все, что сохранилось, имеет право на публикацию. Понятно, что большое количество текстов не будет стоить той древесины, на которой их напечатают, но мы живем в прекрасное время, когда все можно опубликовать в сети. Всегда, когда возникает какая-то полемика с представителями академии, мне хочется сказать, что мы это делаем для широкой публики, а когда возникает полемика с читателями, мне хочется сказать, что мы это делаем для науки.

— Полемика часто случается?

— Нет, есть пункты, по которым мы уязвимы для критики, что довольно очевидно. То, что мы сейчас делаем в Европейском университете в Санкт-Петербурге, закроет часть вопросов и слабых мест.

— Расскажите подробнее.

— Четыре года мы занимались дневниками и ими пресытились, да и форматом работы тоже: мы делали текстовый корпус. Основная претензия к нам заключается как раз в том, что «Прожито» — это текстовый корпус, который нельзя проверить по рукописям. Не вполне понятно, сколько фейков благодаря нашему корпусу увидело свет. Доказать только по нашему сайту, что это настоящий текст, невозможно. И вот с Европейским университетом в Санкт-Петербурге мы создали Центр изучения эго-документов «Прожито». Университет поддержал все наши начинания, благодаря этому мы расширили работу на целый ряд новых направлений. Мы стали создавать цифровой архив копий документов рукописных дневников и вообще всего, что можно найти в семейных архивах; мы принимаем копии воспоминаний, переписки, фотоальбомов на хранение с перспективой публикации. Помимо этого архива, мы переделываем и наш корпус, чтобы начать вливать в него тексты других жанров. Сейчас экспериментируем с TEI — самой распространенной в мире семантической разметкой текста. Это способ превратить текст в полностью машиночитаемый. Грубо говоря, машина будет понимать, что упомянутый в тексте Леня — это Леонид Петрович Иванов, что текст написан в Ленинграде в 1970-е, но повествование в нем ведется о событиях 1920-х. Мы сейчас пытаемся с помощью этой семантической разметки упаковать мемуарный материал, чтобы он не отличался от дневникового, был похож на совокупность хорошо датированных кусков. Сверхзадача — создать сквозной именной указатель для всех текстов. Если мы сможем сделать текстовый корпус из мемуаров, дневников и переписки, и при этом у нас получится список из нескольких десятков тысяч людей, фигурирующих в этих текстах, — будет хороший задел для изучения всевозможных социальных связей.

Мы знаем пять тысяч авторов дневников, их них две тысячи уже удалось загрузить. Что касается воспоминаний, мы сможем за два-три месяца сделать библиографию с десятками тысяч авторов по очевидным источникам — библиографическим указателям, каталогу Ленинки, где мемуаров в разы больше, чем дневников. Скоро мы окончательно научимся с такими текстами работать, выведем этот новый корпус в сеть и начнем выкладывать мемуарные тексты, которые нам присылали вместе с дневниковыми.

— Вы также ведете работу лаборатории в Москве, в Музее истории ГУЛАГа. Чем вы там занимаетесь?

— Мы проводим регулярные встречи в Санкт-Петербурге в ЕУ и в Москве. Каждый раз, когда мы находим рукопись, которая никогда не публиковалась (чаще всего это довоенная рукопись какого-нибудь подростка, они очень живые и с ними интересно работать), — приносим цифровую копию, читаем с волонтерами и новыми людьми, расшифровываем, потом обсуждаем и делаем коллективную публикацию у нас на сайте.

— Какие яркие приобретения последнего времени вы можете вспомнить?

— Есть два текста, которые меня завораживают последние два месяца. Они оба связаны с человеческим безумием. Один из них нам передали коллеги из «Открытого списка», работающие с судебно-следственными делами времени Большого террора. Так вот, они недавно передали нам дневник солдата НКВД, написанный азбукой Морзе. Сначала автор вел кириллический дневник, а потом понял, что находится в зоне внимания сотрудников политотдела, и перешел на морзянку, хотя офицеры должны уметь читать морзянку. Дневник содержит пометки следователя, то есть до него добрались в конце концов. Нашему герою не повезло. Вернее, ему повезло, потому что у него нашли хорошо диагностированную шизофрению, которую установили еще в довоенное время, и поэтому, несмотря на то, что в его деле фигурировало несколько гранат, спрятанная немецкая листовка со свастикой, перерисованный план местности и пораженческий дневник, он просто отправился на принудительное лечение.

Второе — автобиография парня, которой поделились с нами коллеги из архива Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор сел в конце 1940-х на десять лет, но, благодаря высокому вмешательству, его отпустили на пять лет раньше. Он сидел пять лет, но сидел очень тяжело, судя по всему, потому что ему пришлось самому себе отрезать указательный палец, чтобы его перевели в другой лагерь, и он немного повредился умом и вышел на свободу кем-то вроде индуиста. У него была такая концепция: жизнь потеряна, единственный мой шанс что-то получить от нее — родиться во второй раз. Поэтому он написал автобиографию, которая называется «Духовный билет», и вклеил туда свои фотографии и фото близких. Мы не знаем, что с ним произошло потом. На книге он написал, что ее нужно хранить восемьдесят лет, а его задача — после перерождения добраться до нее, познакомиться с собой и жить, исходя из опыта предыдущей жизни. Я сейчас мечтаю это в каком-то виде опубликовать, потому что еще есть шанс поймать его вторую реинкарнацию. Мои друзья шутили уже, что я могу быть его реинкарнацией, потому что всю жизнь ищу лихорадочно какую-то рукопись.

— Ну и не могу не спросить о дневнике алтайского крестьянина Измайлова, на издание которого сейчас собираются деньги.

— В газете «Алтайская правда» мы нашли упоминание о том, что есть такой источник: журналистка Светлана Тирская брала интервью у краеведа Ангелины Михайловны Ситновой о ее работе с дневником односельчанина, столяра, стекольщика и парикмахера Константина Измайлова. Мы нашли Ангелину Михайловну в «Одноклассниках», я ей написал о том, чем мы занимаемся, и ей понравилась идея опубликовать дневник у нас на сайте. Ангелина Михайловна полностью его расшифровала и готова была поделиться своим трудом. Это та часть работы, которая меня очень воодушевляет, когда люди готовы отдать результат своей работы, чтобы сделать его частью чего-то большего, потому что так, по их мнению, будет правильно. Когда мы получили текст, стало понятно, что это очень важный и ценный источник. В первые годы Измайлов еще расписывался, писал немного и не каждый день, а потом перешел в режим ежедневных записей, очень подробно все фиксировал. При этом, в отличие от других авторов крестьянских дневников, Измайлов был склонен к рефлексии — он записывал свою жизнь, не ретушируя себя. Он был пьяницей, разрушил свое хозяйство и полностью растерял здоровье. Все, кто с этим дневником работал, плакали, потому что жалко Измайлова ужасно, да не только его, а все крестьянство. Он всю жизнь промучился, а когда началась война, он внутренне мобилизовался, перестал пить. Его призвали, он собрался, но отправку на фронт отложили, потом второй раз призвали в военкомат и опять отложили, потом его все же забрали, он уехал на фронт, прислал оттуда одно письмо и пропал без вести. Сорок лет мучений и смерть под бомбой. Это очень важный для нас текст, который мы готовили года два — очень давно пообещали его Common place, — и вот наконец сверстан и готов к отправке в типографию двухтомник, осталось только издательству собрать деньги на печать.

Политические анекдоты - это... Что такое Политические анекдоты?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Политические анекдоты — анекдоты, так или иначе касающиеся политических тем. В политических анекдотах высмеиваются действующий режим, руководители государства, идеологические установки, также бытовые условия и межличностные отношения в данный период.

Политические анекдоты живут столько, сколько политическая система. По политическим анекдотам можно судить об уровне демократии в стране, они являются проверкой общества. Если политический анекдот смешон и остр, значит, в стране авторитарный режим. А если вызывает лишь улыбку — значит, всё ехидство может выражаться легально в прессе. Чем больше количество политических анекдотов, тем сильнее тоталитарная центристская власть и анекдоты кажутся острее и смешнее. Анекдот всегда дает чуть-чуть утрированное, «сгущённое», положение действительности.

В 2008 году Британская газета The Times опубликовала итоги конкурса на лучший анекдот на тему коммунизма.[1] Победителем конкурса стал автор следующего анекдота:

Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу — обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше — обвинили в шпионаже, — говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя — обвинили в том, что у меня импортные часы, — жалуется третий.

Советские политические анекдоты

Политические анекдоты были широко распространены в Советском Союзе, в условиях жесткой цензуры на все прочие источники информации, помимо устной. Существует целый ряд исследований политических анекдотов как особой субкультуры советского периода.

По официальной статистике МВД СССР за период с 1921 года по 1953 гг. в Советском Союзе по статье 58.10. «Антисоветская агитация и пропаганда» было осуждено 871 тыс. человек[2]. Поэтому при Сталине был распространён следующий анекдот:

  • Разговор в камере:
    - Ты за что сидишь?
    - За лень. Вечером травили анекдоты с друзьями. Поздно закончили. Я решил: не хочется из дома выходить, лень, завтра с утра пойду донесу. А вот они сразу пошли..

Типично советские анекдоты высмеивали нищету, дефицит всех товаров и продуктов, авторитаризм власти и отсутствие свободы слова:

  • Всё во имя человека! Всё для блага человека! ..и все мы знаем этого человека.
  •  — В чём преимущество Советской системы? - В том, что она успешно преодолевает трудности, отсутствующие при других системах.
  • Покупатель заходит в булочную:
    - У вас молока нет?
    - Вы ошиблись. У нас булочная — у нас хлеба нет. А молока нет — в молочном, через дорогу.
  • Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!
  • Воспитательница в детском саду говорит детям:
     — В Советском Союзе каждый сытно ест и красиво одевается. В Советском Союзе люди живут в прекрасных квартирах. У всех детей в Советском Союзе много красивых игрушек…
    Вовочка расплакался:
     — Хочу… Хочу… Я хочу в Советский Союз!..
60-е

Анекдоты про Хрущёва и проводимую им «линию партии» (распространение кукурузы «квадратно-гнездовым способом», «догнать и перегнать» и пр.).

70-е

В поздние советские годы (конец 1970-х) очень резко высмеивался Брежнев, когда он стал, в последние годы жизни, тяжело болен и не в состоянии был самостоятельно решать важные вопросы, но тем не менее оставался на посту Генсека:

  • Пришел Брежнев на заседание ЦК в разных ботинках: один темный, другой светлый. Ему указали на это: надо съездить домой, переобуться, но он только отмахнулся: «Да и дома у меня такие же остались — один светлый, другой темный».
  • Сегодня в Кремле Леонид Ильич Брежнев принял французского посла. За английского.
  • Выпустили марку с изображением Брежнева, а она не клеится на конверт — одни не на ту сторону плюют, другие слишком усердно лижут.
и, также, множество анекдотов про его затруднённую дикцию.
80-е

Анекдоты про Перестройку, про Горбачева.

Расшифровка официальных аббревиатур

Особой формой политического анекдота является расшифровка официальных аббревиатур. Этот жанр имеет хождение во многих странах мира. Например в СССР некоторы аббревиатуры рашифровывались так:

  • ВКП(б) — Все Кончится Погромом (большим)
  • ВКП(б) — Второе Крепостное Право (большевиков)
  • СССР — это значит, что Смерть Сталина спасет Россию? (Сводка ОГПУ по Ленинграду от 17 марта 1934 года, выкрик ученика 5-го класса на уроке в школе)[3].

Политические анекдоты. Россия

В конце Перестройки и во время Августовского путча появились анекдоты про Ельцина.

С начала 2000-х появились анекдоты про Путина и его «вертикаль власти»:

  • Лиса: «Ворона, ты пойдешь голосовать за Путина?» (Ворона молчит.) Лиса опять: «Ворона, ты пойдешь голосовать за Путина?» (Ворона молчит.) Лиса настойчиво: «Да ну же, не вредничай, скажи, пойдешь голосовать за Путина или нет?» В конце концов ворона раскрывает клюв и каркает: «Дааа!» Сыр падает. Лиса его подхватывает и убегает. Ворона задумчиво: «А если бы я сказала „нет“, разве что-нибудь изменилось бы?».
  • Год 2023. Просыпаются Путин и Медведев с тяжелого бодуна.
    Путин:
    А ты не помнишь, кто из нас сегодня президент, а кто премьер-министр?
    Медведев:
    Да какая разница, ну пусть я буду премьер-министр.
    Путин:
    Ну, раз ты власть исполнительная, тебе за пивом и бежать.

Политические анекдоты. Украина

  • Летит кризис над США: О! вижу, я здесь хорошо поработал! Летит кризис над Европой: О! вижу, и здесь я отлично постарался!! Летит кризис над Украиной: А кто это здесь без меня такое понаделал???

Политические анекдоты. США

Анекдоты про Америку последнего времени, главным образом, высмеивали президента Буша:

  • — Почему у Америки, собирающей лучшие умы мира, такая дебильная внешняя политика?
    — Потому что президентом может стать только родившийся в Америке.

Конечно, ещё больше анекдотов про Буша в США. Скажем, бывший университетский преподаватель Буша совершенно открыто ругал его в СМИ, обзывая плохим учеником, получавшим не более 65 % (эквивалент российского троечника).

Есть анекдоты для всех режимов:

  • Скот исчисляют по головам, а правительство — по членам.

См. также

Примечания

Ссылки

Политические анекдоты - это... Что такое Политические анекдоты?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Политические анекдоты — анекдоты, так или иначе касающиеся политических тем. В политических анекдотах высмеиваются действующий режим, руководители государства, идеологические установки, также бытовые условия и межличностные отношения в данный период.

Политические анекдоты живут столько, сколько политическая система. По политическим анекдотам можно судить об уровне демократии в стране, они являются проверкой общества. Если политический анекдот смешон и остр, значит, в стране авторитарный режим. А если вызывает лишь улыбку — значит, всё ехидство может выражаться легально в прессе. Чем больше количество политических анекдотов, тем сильнее тоталитарная центристская власть и анекдоты кажутся острее и смешнее. Анекдот всегда дает чуть-чуть утрированное, «сгущённое», положение действительности.

В 2008 году Британская газета The Times опубликовала итоги конкурса на лучший анекдот на тему коммунизма.[1] Победителем конкурса стал автор следующего анекдота:

Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу — обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше — обвинили в шпионаже, — говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя — обвинили в том, что у меня импортные часы, — жалуется третий.

Советские политические анекдоты

Политические анекдоты были широко распространены в Советском Союзе, в условиях жесткой цензуры на все прочие источники информации, помимо устной. Существует целый ряд исследований политических анекдотов как особой субкультуры советского периода.

По официальной статистике МВД СССР за период с 1921 года по 1953 гг. в Советском Союзе по статье 58.10. «Антисоветская агитация и пропаганда» было осуждено 871 тыс. человек[2]. Поэтому при Сталине был распространён следующий анекдот:

  • Разговор в камере:
    - Ты за что сидишь?
    - За лень. Вечером травили анекдоты с друзьями. Поздно закончили. Я решил: не хочется из дома выходить, лень, завтра с утра пойду донесу. А вот они сразу пошли..

Типично советские анекдоты высмеивали нищету, дефицит всех товаров и продуктов, авторитаризм власти и отсутствие свободы слова:

  • Всё во имя человека! Всё для блага человека! ..и все мы знаем этого человека.
  •  — В чём преимущество Советской системы? - В том, что она успешно преодолевает трудности, отсутствующие при других системах.
  • Покупатель заходит в булочную:
    - У вас молока нет?
    - Вы ошиблись. У нас булочная — у нас хлеба нет. А молока нет — в молочном, через дорогу.
  • Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!
  • Воспитательница в детском саду говорит детям:
     — В Советском Союзе каждый сытно ест и красиво одевается. В Советском Союзе люди живут в прекрасных квартирах. У всех детей в Советском Союзе много красивых игрушек…
    Вовочка расплакался:
     — Хочу… Хочу… Я хочу в Советский Союз!..
60-е

Анекдоты про Хрущёва и проводимую им «линию партии» (распространение кукурузы «квадратно-гнездовым способом», «догнать и перегнать» и пр.).

70-е

В поздние советские годы (конец 1970-х) очень резко высмеивался Брежнев, когда он стал, в последние годы жизни, тяжело болен и не в состоянии был самостоятельно решать важные вопросы, но тем не менее оставался на посту Генсека:

  • Пришел Брежнев на заседание ЦК в разных ботинках: один темный, другой светлый. Ему указали на это: надо съездить домой, переобуться, но он только отмахнулся: «Да и дома у меня такие же остались — один светлый, другой темный».
  • Сегодня в Кремле Леонид Ильич Брежнев принял французского посла. За английского.
  • Выпустили марку с изображением Брежнева, а она не клеится на конверт — одни не на ту сторону плюют, другие слишком усердно лижут.
и, также, множество анекдотов про его затруднённую дикцию.
80-е

Анекдоты про Перестройку, про Горбачева.

Расшифровка официальных аббревиатур

Особой формой политического анекдота является расшифровка официальных аббревиатур. Этот жанр имеет хождение во многих странах мира. Например в СССР некоторы аббревиатуры рашифровывались так:

  • ВКП(б) — Все Кончится Погромом (большим)
  • ВКП(б) — Второе Крепостное Право (большевиков)
  • СССР — это значит, что Смерть Сталина спасет Россию? (Сводка ОГПУ по Ленинграду от 17 марта 1934 года, выкрик ученика 5-го класса на уроке в школе)[3].

Политические анекдоты. Россия

В конце Перестройки и во время Августовского путча появились анекдоты про Ельцина.

С начала 2000-х появились анекдоты про Путина и его «вертикаль власти»:

  • Лиса: «Ворона, ты пойдешь голосовать за Путина?» (Ворона молчит.) Лиса опять: «Ворона, ты пойдешь голосовать за Путина?» (Ворона молчит.) Лиса настойчиво: «Да ну же, не вредничай, скажи, пойдешь голосовать за Путина или нет?» В конце концов ворона раскрывает клюв и каркает: «Дааа!» Сыр падает. Лиса его подхватывает и убегает. Ворона задумчиво: «А если бы я сказала „нет“, разве что-нибудь изменилось бы?».
  • Год 2023. Просыпаются Путин и Медведев с тяжелого бодуна.
    Путин:
    А ты не помнишь, кто из нас сегодня президент, а кто премьер-министр?
    Медведев:
    Да какая разница, ну пусть я буду премьер-министр.
    Путин:
    Ну, раз ты власть исполнительная, тебе за пивом и бежать.

Политические анекдоты. Украина

  • Летит кризис над США: О! вижу, я здесь хорошо поработал! Летит кризис над Европой: О! вижу, и здесь я отлично постарался!! Летит кризис над Украиной: А кто это здесь без меня такое понаделал???

Политические анекдоты. США

Анекдоты про Америку последнего времени, главным образом, высмеивали президента Буша:

  • — Почему у Америки, собирающей лучшие умы мира, такая дебильная внешняя политика?
    — Потому что президентом может стать только родившийся в Америке.

Конечно, ещё больше анекдотов про Буша в США. Скажем, бывший университетский преподаватель Буша совершенно открыто ругал его в СМИ, обзывая плохим учеником, получавшим не более 65 % (эквивалент российского троечника).

Есть анекдоты для всех режимов:

  • Скот исчисляют по головам, а правительство — по членам.

См. также

Примечания

Ссылки


Смотрите также