Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

Анекдот про хемингуэя и платонова


Хемингуёвина. (Из "Азбуки стёба") - andrey_trezin — LiveJournal

1. Борода моего друга сценографа Марка Борнштейна.
2. Летом 1998 г. журнал «Playboy» (русская версия) опубликовал некий литературный анекдот, начинавшийся так: «Московский двор. Осень. Мальчик вышел погулять и похвастаться перед дворовыми ребятами новеньким мячиком. Он играет с ним, но никто к нему не подходит…».
Смею заверить, что действующие в этой истории писатели перепутаны: Хемингуэй поставлен на место Ремарка, а вместо Хемингуэя возник ниоткуда Сартр.
Перед нами вконец загубленный устный рассказ поэта Александра Аронова. Этот рассказ стал анекдотом (то есть начал самостоятельное околонародное существование) еще в 70-е. Я услышал его в Литературном институте курсе на третьем, и в тот же день в «Московском комсомольце» с восторгом пересказал Аронову. Тот стал придираться и вносить какую-то правку, и я спросил его, а почему он знает, как надо? И услышал: «А потому что это мой старый рассказ…» (Что потом подтвердили ароновские сослуживцы.)
Расскажу, как вспомнилось через три с половиной десятилетья:

Закончилась война. Мальчику из хорошей московской семьи подарили на день рождения футбольный мяч. Это было в январе, а апреле мальчик разбил мячом окно дворницкой. И сейчас, чавкая грязными сапогами, за ним бежит по бульвару дворник дядя Дюша.
– Что я здесь делаю и зачем мне надо было бить это сраное стекло? – думает мальчик, – читал бы лучше в папином кабинете «Трех товарищей»!..
…А в это время в Швейцарии на берегу озера Лаго-Маджоре в открытом кафе маленького городка Локарно нежится на солнышке писатель Эрих Мария Ремарк. Он покуривает «житан» и совсем не смотрит на обнаженных купальщиц. Он думает:
– Что делаю в этой курортной дыре я, единственный, кто знает цену настоящей мужской дружбы? Впрочем, если б я мог писать, как мой друг Хэм, я бы совсем иначе рассказал и о судьбах потерянного поколения…
…А в это время Эрнест Хемингуэй, прячась под навесом из сахарного тростника от ненасытного кубинского солнца, раскуривает очередную темнокожую сигару. И думает:
– Конечно, это я изобразил подлинное мужество и достоинство человека, я сочетал истинный трагизм с подлинной романтикой. Но мои герои – какие-то слишком сильные, и я начинаю опасаться, что у них картонные чувства. Во всем мире есть лишь один человек, способный меня понять. Это какой-то русский по фамилии Платонов, чью короткую новеллу мне пересказали вчера... Да, нам было бы о чем поговорить, окажись я сейчас в его холодной Москве…
…А в это время в Москве Андрей Платонов, чавкая сапогами, бежит по Тверскому бульвару, прижимает к фартуку грязный кожаный мяч и думает: «Ну, паршивец, только попадись!..»

Андрей Платонов никогда не работал дворником в Литинституте. (После войны он получал капитанскую пенсию.) Он просто жил в том же дворе, и студенты Литиститута частенько видели, как он разгребает снег большой лопатой или метет дорожки. Но им и в голову не могло придти, что этим можно заниматься просто так, из душевной необходимости.
Примечание П.С. Гутионтова:
Я этот рассказ тоже слышал. Аронов долго над ним работал и по-разному рассказывал.

Почему в анекдоте про дворника, Хемингуэя и Моруа дворником оказывается Андрей Платонов?

На закате Советского Союза, когда наступила гласность и потаенные классики XX века из категории полузапретных и замалчиваемых перешли в категорию вновь открытых гениев, перед которыми позднесоветский интеллигент испытывал восторг и стыд, биографии этих классиков по фольклорным законам обрастали вымышленными подробностями. Появился и миф о том, что Платонов в конце жизни работал дворником в Литературном институте, потому что не имел иных средств к существованию. Есть версия, что легенду запустил Евгений Евтушенко, но в английском предисловии к книге избранных произведений Платонова он всего лишь пишет, что в годы войны Платонов обеспечивал безопасность Дома Герцена, в котором писатель жил и в котором располагался Литературный институт (там же Булгаков поместил свой МАССОЛИТ и Дом Грибоедова; что касается обеспечения безопасности, то, вероятно, имеется в виду гашение зажигательных бомб. Платонов не провел в Москве всю войну: часть времени он жил в эвакуации в Уфе, потом работал военным корреспондентом, выезжал на фронт и даже принимал участие в боевых действиях). Скорее всего, еще один прообраз истории о великом Платонове, дворнике в институте советских официозных писателей, — реальная предсмертная просьба Марины Цветаевой принять ее «на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». 

К подоплеке анекдота относится еще и то, что Платонов хорошо знал произведения Хэмингуэя (в частности, он написал рецензию на «Прощай, оружие!»), а также еще один литературный миф о том, что Хэмингуэй якобы называл Платонова своим учителем в литературе: назывались интервью, в которых он это якобы произнес, факт попал даже в ЖЗЛ-овскую биографию Платонова, но никаких подтверждений всему этому не нашлось. 

Существуют разные версии этого анекдота; Хэмингуэй там остается константой, а вот другие действующие лица меняются. Вместо Моруа бывает Сартр, и даже вместо Платонова — Зощенко. 

Анекдот-то не про конкретных писателей, а про жизнь и ее архетипические национальные особенности.

Мнящим себя парижскими интеллектуалами 68-го посвящается.

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login

Про мальчика и Хемингуэйа

Автор:
06 сентября 2015 14:54

Про мальчика и Хемингуэйа
Москва. Зима. Снег. Мальчик игpает в футбол. Вдpуг — звон pазбитого стекла. Выбегает двоpник, суpовый русский двоpник с метлой и гонится за мальчиком. Мальчик бежит от него и думает: "Зачем, зачем это все? Зачем весь этот имидж уличного мальчишки, весь этот футбол, все эти дpузья? Зачем??? Я уже сделал все уpоки, почему я не сижу дома на диване и не читаю книжку моего любимого писателя Эpнеста Хемингуэя?"
Гавана. Эpнест Хемингуэй сидит в своем кабинете на загоpодной вилле, дописывает очеpедной pоман и думает:
"Зачем, зачем это все? Как все это надоело, эта Куба, эти пляжи, бананы, сахаpный тpостник, эта жаpа, эти кубинцы!!! Почему я не в Паpиже, не сижу со своим лучшим дpугом Андpе Моpуа в обществе двух пpелестных куpтизанок, попивая утpенний апеpитив и
беседуя о смысле жизни?"
Паpиж. Андpе Моpуа в своей спальной, поглаживая по бедpу пpелестную куpтизанку и попивая свой утpенний апеpитив, думает: "Зачем, зачем это все? Как надоел этот Паpиж, эти гpубые фpанцузы, эти тупые куpтизанки, эта Эйфелева башня, с котоpой тебе плюют на голову! Почему я не в Москве, где холод и снег, не сижу со своим лучшим дpугом Андpеем Платоновым за стаканом pусской водки и не беседую с ним о смысле жизни?"
Москва. Холод. Снег. Андpей Платонов. В ушанке. В валенках. С метлой. Гонится за мальчиком и думает: "Бля, догоню — убью нах*й!"

Авторский пост

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

25 лучших цитат Эрнеста Хемингуэя

1. «Все люди на свете делятся на две категории. С первыми легко, как легко и без них. Со вторыми очень сложно, но жить без них невозможно совсем».

2. «Писать на самом деле очень просто. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью».

3. «Реже всего в жизни я встречал умных людей, которые были бы еще и счастливы».

4. «Война, какая бы она ни была необходимая и справедливая, всегда преступление».

5. «Никогда не отправляйтесь в путешествие с теми, кого не любите».

6. «Большинство людей никогда не слышат друг друга».

7. «Я пью, чтобы окружающие меня люди становились интереснее».

8. «В прежние дни часто писали о том, как сладко и прекрасно умереть за родину. Но в современных войнах нет ничего сладкого и прекрасного. Ты умрешь как собака без всякой на то причины».

9. «Самое отвратительное слово на свете — «пенсия».

10. «Люди с возрастом не умнеют. Они просто становятся осторожнее».

11. «Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого».

12. «Переезжая из одного места в другое, вы все равно не можете убежать от себя».

13. «Если вы перестали делать какие-то вещи просто для удовольствия, считайте, что вы больше не живете».

14. «Если двое любят друг друга, это не может кончиться счастливо».

15. «На свете так много женщин, с которыми можно переспать, и так мало женщин, с которыми можно поговорить».

16. «Если вам хочется избавиться от какой-то мысли, запишите ее».

17. «Лучшая возможность узнать, можешь ли ты доверять человеку, — довериться ему».

18. «Любая трусость происходит от нелюбви».

19. «У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам».

20. «Все сентиментальные люди очень жестоки».

21. «По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости».

22. «Если вас что-то ранит, значит, вам не все равно».

23. «Лучшие люди на Земле умеют чувствовать красоту, имеют смелость рисковать и силы говорить правду. И именно эти положительные качества делают их очень уязвимыми. Именно поэтому лучшие люди часто разрушены изнутри».

24. «Мы все сломаны. И именно в местах надломов мы часто сильнее всего».

25. «Секрет успеха прост: никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом на людях».


Смотрите также